ФИО
Исраелян Карине Эмильевна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель математики
СТАЖ РАБОТЫ
37 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической грамотности обучающихся – способности формулировать, применять и интерпретировать математику.
Ф.И.О. | Исраелян Карине Эмильевна |
Организация | Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru |
Должность | Учитель математики |
Стаж работы | 37 лет |
Тема инновационного педагогического опыта / проекта | Программа кружка общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса
«Математика на каждый день» Модуль программы «Функциональная грамотность» (8 занятий)
|
Ключевые слова | Формулировать, применять и интерпретировать |
Аннотация (не более 500 знаков) | Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической грамотности обучающихся – способности формулировать, применять и интерпретировать математику.
|
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся для жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. |
Актуальность | Актуальность программы состоит в том, что
Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности обучающихся, поможет в определении будущей профессии. Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность. |
Новизна | Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «Математика на каждый день»
o Предназначены для формирования всех аспектов математической грамотности, которые оцениваются международными исследованиями и отечественными (НИКО) как способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. o Содержат компетентностно-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций. |
Описание инновационного опыта | Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает нас к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?»
Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий. Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса. Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Задания, для развития математической грамотности, включают три структурных компонента: − контекст, в котором представлена проблема; − содержание математического образования, которое используется в заданиях; − мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения. Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе). Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 7 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. |
Продукт опыта / проекта | Программа кружка общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для 7 класса
«Математика на каждый день» Модуль программы «Функциональная грамотность» (8 занятий) Приложение 1 |
Затруднения в реализации, риски | Необходимость предварительно проанализировать и систематизировать большой объем материала для составления подобного рода заданий.
Одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества изучения данного курса является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности. Ученики затрудняются — применять свои знания на практике; — критически мыслить; — оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности; — осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. — аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу; -при вычислениях; -при формулировке проблем на математическом языке; -при выделении главного и второстепенного; -при осуществлении контроля своей деятельности. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы
|
В рамках реализации программы кружка внеурочной деятельности «Математика на каждый день» с целью определения уровня сформированности математической грамотности обучающихся были использованы ресурсы платформы РЭШ.
В диагностике приняли участие учащиеся 7-х классов (76 человек). По результатам диагностики , проведенной 14 марта 2022 года (к этому времени было проведено уже 25 занятий по математической грамотности) из 4 максимально возможных баллов обучающиеся получили следующий результат: 4балла – 46 человек 3 балла – 2 человека 2 балла – 22 человека 1 балл – 6 человек Особенность оценивания результатов освоения этой программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их математической грамотности, что не связано с оценкой успеваемости в 7 классе. В конце мая учащимся была предложена итоговая работа. В работе были предложены задания, направленные на проверку усвоения материала всех модулей программы и на оценку уровня сформированности финансовой и математической грамотности обучающихся. Структура и содержание заданий соответствовали заданиям, предлагаемым ИСРО РАО (открытый банк заданий). По результатам итоговой диагностики: На базовом уровне освоения – набрали от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов – 8 обучающихся На повышенном уровне освоения – набрали от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов – 34 обучающихся На высоком уровне освоения – набрали от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов – 39 обучающихся. |
Публикации
по теме опыта |
Вэб-адрес размещения материала на сайте издания «Альманах педагога»:
https://almanahpedagoga.ru/servisy/tvorcheskie_gruppy/doklady_uchastnikov_konferencii/2218.doc
|
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответвуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, отличник народного просвещения, доктор философии МОАН |
Рубрика (выбрать одну) | ОБУЧЕНИЕ
Математика и информатика |