ФИО

Исраелян Карине Эмильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель математики

СТАЖ РАБОТЫ

37 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической грамотности обучающихся – способности формулировать, применять и интерпретировать математику.

Ф.И.О. Исраелян Карине Эмильевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук», г. Киров, ул. Возрождения, д. 6, тел. 71-13-22. k.israelyan@mail.ru
Должность Учитель математики
Стаж работы 37 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  Программа кружка общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса

«Математика на каждый день»

 Модуль программы

«Функциональная грамотность» (8 занятий)

 

Ключевые слова Формулировать, применять и интерпретировать
Аннотация (не более 500 знаков) Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку сформированности уровня математической грамотности обучающихся – способности формулировать, применять и интерпретировать математику.

 

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект           В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе. Для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся для жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях.
Актуальность            Актуальность программы состоит в том, что

Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности обучающихся, поможет в определении будущей профессии.

Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.

Новизна          Новизна данного курса состоит в том, что задания курса «Математика на каждый день»

o   Предназначены для формирования всех аспектов математической грамотности, которые оцениваются международными исследованиями и отечественными (НИКО) как способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

o   Содержат компетентностно-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.

Описание инновационного опыта       Движение в направлении цифровой экономики и цифрового общества вновь возвращает нас к размышлениям над вопросом: «Нужна ли нам математика?»

Математика является движущей силой науки и технического прогресса. Многие математические теории возникли в связи с практическими потребностями людей. Математическое моделирование, теория игр и теория информации, математическая статистика и теория вероятностей – это небольшой перечень математических теорий, помогающих развитию современных технологий.

Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса.

Учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания, для развития математической грамотности, включают три структурных компонента:

контекст, в котором представлена проблема;

содержание математического образования, которое используется в заданиях;

мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Задания курса могут быть использованы для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе).

Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 7 классов, при решении компетентностно-ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образования, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры.

Продукт опыта / проекта        Программа кружка общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности для 7 класса

«Математика на каждый день»

Модуль программы

«Функциональная грамотность» (8 занятий) Приложение 1

Затруднения в реализации, риски       Необходимость предварительно проанализировать и систематизировать большой объем материала для составления подобного рода заданий.

Одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества изучения данного курса является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности. Ученики затрудняются

— применять свои знания на практике;

— критически мыслить;

— оценивать информацию и принимать решение в условиях неопределенности и многозадачности;

— осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

— аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу;

-при вычислениях;

-при формулировке проблем на математическом языке;

-при выделении главного и второстепенного;

-при осуществлении контроля своей деятельности.

Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

В рамках реализации программы кружка внеурочной деятельности «Математика на каждый день» с целью определения уровня сформированности математической грамотности обучающихся были использованы ресурсы платформы РЭШ.

В диагностике приняли участие учащиеся 7-х классов (76 человек).

По результатам диагностики , проведенной 14 марта 2022 года (к этому времени было проведено уже 25 занятий по математической грамотности) из 4 максимально возможных баллов обучающиеся получили следующий результат:

4балла – 46 человек

3 балла – 2 человека

2 балла – 22 человека

1 балл –  6 человек

Особенность оценивания результатов освоения этой программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их математической  грамотности, что не связано с оценкой успеваемости в 7 классе.

В конце мая учащимся была предложена итоговая работа. В работе были предложены задания, направленные на проверку усвоения материала всех модулей программы и на оценку уровня сформированности финансовой и математической грамотности обучающихся. Структура и содержание заданий соответствовали заданиям, предлагаемым ИСРО РАО (открытый банк заданий).

По результатам итоговой диагностики:

На базовом уровне освоения –  набрали от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов – 8 обучающихся

На повышенном уровне освоения –  набрали от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов – 34 обучающихся

На высоком уровне освоения –  набрали от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов – 39 обучающихся.

Публикации

по теме опыта

Вэб-адрес размещения материала на сайте издания «Альманах педагога»:

https://almanahpedagoga.ru/servisy/tvorcheskie_gruppy/doklady_uchastnikov_konferencii/2218.doc

 

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответвуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, отличник народного просвещения, доктор философии МОАН
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Математика и информатика

Информационная карта
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл