ФИО
Маркевич Надежда Александровна
ДОЛЖНОСТЬ
учитель начальных классов
СТАЖ РАБОТЫ
12 лет 2 месяца
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №47» города Кирова 610050, г. Киров, ул. Андрея Упита, д. 9. +7(8332) 22-74-50 (секретарь, директор) почта: sch47@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
младшие школьники, практические задания, Внеурочная деятельность, Рабочая тетрадь
Актуальность работы заключается в разнообразии и новизне заданий, что решит проблему низкого уровня интеллектуального развития младших школьников путем привлечения их внимания с помощью интересных заданий разного типа и уровня сложности. Целью исследования является повышение уровня интеллектуального развития школьников третьих классов. Данная тетрадь повысит уровень всестороннего развития учащихся третьих классов. Тетрадь содержит задачи и упражнения, выполнение которых позволит получить детям системные знания по дисциплинам, повысить грамотность, развить память, внимание, мышление, умение делать выводы. При создании рабочей тетради были использованы принципы дидактики. В дидактике известна закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной деятельности обучаемых. С этой закономерностью связан принцип сознательности и самостоятельности в обучении. На этом принципе базируется создание рабочей тетради. Рабочая тетрадь отвечает определенным требованиям: понятна и доступна, отражает темы учебной программы для третьего класса, содержит дифференцированные задания.
Ф.И.О. | Маркевич Надежда Александровна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №47» города Кирова 610050, г. Киров, ул. Андрея Упита, д. 9.
+7(8332) 22-74-50 (секретарь, директор) почта: sch47@kirovedu.ru |
Должность | учитель начальных классов |
Стаж работы | 12 лет 2 месяца |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для третьих классов на развитие интеллектуальных способностей
|
Ключевые слова | Рабочая тетрадь, внеурочная деятельность, практические задания, младшие школьники |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Низкий уровень интеллектуального развития младших школьников, как средств усвоения учебного материала |
Актуальность | Актуальность работы заключается в разнообразии и новизне заданий, что решит проблему низкого уровня интеллектуального развития младших школьников путем привлечения их внимания с помощью интересных заданий разного типа и уровня сложности. Целью исследования является повышение уровня интеллектуального развития школьников третьих классов. Данная тетрадь повысит уровень всестороннего развития учащихся третьих классов. Тетрадь содержит задачи и упражнения, выполнение которых позволит получить детям системные знания по дисциплинам, повысить грамотность, развить память, внимание, мышление, умение делать выводы. При создании рабочей тетради были использованы принципы дидактики. В дидактике известна закономерность: усвоение всегда протекает в процессе активной умственной деятельности обучаемых. С этой закономерностью связан принцип сознательности и самостоятельности в обучении. На этом принципе базируется создание рабочей тетради. Рабочая тетрадь отвечает определенным требованиям: понятна и доступна, отражает темы учебной программы для третьего класса, содержит дифференцированные задания. |
Новизна | Связь предметных областей с психологий |
Описание инновационного опыта учителя
|
Интеллектуальное развитие — это одновременно процесс и уровень познавательной активности растущего человека во всех ее проявлениях: знания, познавательные процессы, способности и т. д.; она осуществляется из-за воздействия на ребенка жизненных обстоятельств и окружающей среды. Ведущую роль в интеллектуальном развитии играет систематическое интеллектуальное образование. Интеллектуальное развитие ребенка требует, чтобы у него была своя точка зрения, запас конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. В современном мире мы наблюдаем низкий уровень интеллектуального развития у младших школьников. Эта проблема занимает важное место среди проблем образования. Все больше детей сейчас увлекаются гаджетами, забывая об учебе.
«Ядро» индивидуального интеллекта — это способность человека самостоятельно открывать новые знания и применять их в нестандартных ситуациях. Таким образом, характеристики обучения определяют успешность обучения, тем самым выступая критерием интеллектуального развития. Интеллект — это совокупность характеристик личности, обеспечивающая умственную деятельность школьника. В свою очередь, для него характерны: — эрудиция: сумма знаний по школьным дисциплинам; — способность мыслительных операций: анализ, синтез, их производные; — умение логически мыслить, умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; — внимание, память, наблюдательность, творчество, разные типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, речевое и др. Цель педагогического опыта — разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, а также обеспечить условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка. Поэтому наша разработка – тетрадь по внеурочной деятельности для учащихся третьих классов очень актуальна. Тетрадь целесообразно рассматривать как дополнение к существующим учебникам. Её суть заключается в том, чтобы показать, как можно развивать психические процессы при выполнении творческих заданий. Для себя я выбрала следующие принципы организации деятельности: · Учёт интересов детей. · Учение через деятельность. · Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. · Сотрудничество участников педагогического процесса. Рабочая тетрадь повысит эффективность обучения учащихся третьих классов. Она поможет добиться учителю необходимых результатов и будут способствовать интеллектуальному развитию обучающихся. Задания сформулированы в удобной и понятной форме. С помощью него ребенок закрепляет полученные на уроке знания, учится творчески мыслить. Рабочая тетрадь способствует развитию таких умений как: сотрудничество и взаимопомощь, поиск нужной информации, оценка результатов своей деятельности, генерирование идеи. При выполнении заданий учащийся получает практические, рациональные и художественные знания. Учащийся будет обладать такими навыками как: творческое и критическое мышление, умение работать в коллективе. |
Продукт опыта / проекта | «За обложкой учебника»: рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для третьих классов |
Затруднения в реализации, риски | Ограничения, трудоемкость. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
· повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предметов;
· повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий; Обучение учащихся усваивается через доказательства, обучение не строится по шаблону, отличается разнообразием. Ориентированность в большей степени не на память, а на мышление, а также присутствие индивидуального обучения. Предметные показатели: учащиеся подробнее познакомятся с городами и достопричательностями Золотого кольца; углубят знания о математических фигурах, так как пирамида, треугольник, куб, квадрат, конус, круг, шар; о лексике (синонимы, антонимы, фразеологизмы, омонимы, омографы, омофоны, омоформы, паранимы), об устном народном творчестве. Метапредметные показатели: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений, обучающихся в ходе их личностного развития. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Маркевич Н.А., Бочкова П.С., Васильева К.С., Кропачева К.О., Мусихина М.М. «За обложкой учебника»: рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для третьих классов [Электронный ресурс] / Н.А. Маркевич // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. — 2022. — Вып.5 (DOI: 10.52376/978-5-907541-45-0) |
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение. Начальное образование. |