ФИО

Лямина Ольга Владимировна, Машкина Светлана Арисовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя математики

СТАЖ РАБОТЫ

28\35 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10 имени К.Э. Циолковского» города Кирова, 610020 Киров, ул. Р. Люксембург, 57, т. 8(8332) 35-01-20, lyamina_1971@mail.ru, mashkina_svetlana@mail.ru

Самым популярным на уроках геометрии является вопрос: «А где нам это пригодится?» Современные учебники содержат недостаточно примеров применения теории по геометрии в жизни, поэтому возникла идея составления сборника проблемных задач на основе жизненных ситуаций. Данные задачи позволяют организовать мини-исследования как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С помощью включения в занятие мини-исследований можно донести до детей не только суть теоремы, но и пример её практического применения. Обучающиеся с первого занятия понимают, что теорема, которую они изучают, необходима в жизни. Систематическое использование мини-исследований на занятиях формирует математическую грамотность, развивает память и внимание, повышает интерес к изучаемому предмету, даёт представление о применении геометрии в жизни. 

Ф.И.О. Лямина Ольга Владимировна, Машкина Светлана Арисовна
Организация Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10 имени К.Э. Циолковского» города Кирова, 610020 Киров, ул. Р. Люксембург, 57, т. 8(8332) 35-01-20, lyamina_1971@mail.ru, mashkina_svetlana@mail.ru
Должность Учителя математики
Стаж работы 28\35 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Формирование математической грамотности на уроках геометрии с помощью мини-исследований.

 

 

Ключевые слова Математическая грамотность, практическое применение геометрии, проблемные задачи, исследования.
Аннотация (не больше 500 знаков)  
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Проблема современных школьников состоит в том, что даже имеющие отметки «4» и «5» ученики не всегда могут применить знания и навыки, полученные на уроках геометрии в жизни.
Актуальность Самым популярным на уроках геометрии является вопрос: «А где нам это пригодится?» Современные учебники содержат недостаточно примеров применения теории по геометрии в жизни, поэтому возникла идея составления сборника проблемных задач на основе жизненных ситуаций. Данные задачи позволяют организовать мини-исследования как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С помощью включения в занятие мини-исследований можно донести до детей не только суть теоремы, но и пример её практического применения. Обучающиеся с первого занятия понимают, что теорема, которую они изучают, необходима в жизни. Систематическое использование мини-исследований на занятиях формирует математическую грамотность,  развивает память и внимание, повышает интерес к изучаемому предмету, даёт представление о применении геометрии в жизни.
Новизна Новизна опыта заключается в накоплении и применении авторского практического материала, прошедшего апробацию на уроках геометрии при работе над развитием математической грамотности обучающихся.
Описание инновационного опыта Изучение геометрии вызывает сложности у многих  учащихся, особенно на начальном этапе. Использование мини-исследований на уроках геометрии на применение теории в реальной жизни позволяет заинтересовать школьников, а значит снять излишний «страх» перед новым предметом.

Задачи-исследования «жизненного» содержания можно использовать на разных этапах урока

1)      на этапах целеполагания и мотивации;

2)      на этапе включения в систему знаний.

Использование  мини-исследований возможно во время проведения уроков, внеурочных занятий, и даже на родительских собраниях (как примеры важности изучаемого материала).

Работать с задачами школьники могут как индивидуально, так и в группах или парах, постоянного или сменного состава.

Элементы технологии проблемного обучения, деловая игра, небольшие лабораторные работы позволяют эффективно использовать  мини-исследования на занятиях.

Так как дети встречаются с реальной жизненной ситуацией на применение теорем геометрии, то решение подобного рода заданий на уроках при  обучении школьников позволяет:

— привлечь внимание к изучению предмета,

— вовлечь обучающихся в активный процесс работы с изучаемым материалом,

— повысить мотивацию, а значит и качество обучения,

— неформально усваивать знания по геометрии,

— формировать практическое мышление и воображение.

Возможные приёмы стимулирования обучающихся – формирующее оценивание, соревнование, похвала. отметка.

Продукт опыта / проекта Сборник практико-ориентированных задач по применению теории геометрии 7-9 класса.

https://disk.yandex.ru/i/v_LlUuSDB052OQ

Затруднения в реализации, риски Трудность возникает при формулировании практико-ориентированных задач в контексте понятном ученику.

 

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Апробация проводилась в течении 3 лет в 9Б класс (математика преподавалась на углублённом уровне) и 2 лет в 8К кадетском классе

( математика изучалась на базовом уровне)

Предметные показатели в 9Б классе

Уч.год Класс Ср. балл по алгебре Ср. балл по геометрии
2019-2020 4,12 4,16
2021-2020 4,17 4,26
2021-2022 4,13 4,17

На ОГЭ со всеми задачами по геометрии 1 части справились -16 человек

(70%), с задачами по геометрии с развёрнутым ответом (2 части) справились: №23 -18 чел ( 78%), №24 – 17 чел ( 74%).

Результаты учащихся показывают устойчивый рост среднего балла по геометрии относительно среднего балла по алгебре, несмотря на то, что алгебра объективно более простой предмет. Считаем, что  процент справившихся с заданиями по геометрии на ОГЭ достаточно высокий.

Предметные показатели 8К кадетского класса

Успеваемость по геометрии повысилась с 96% до 100%

Уч.год класс Ср. балл по геометрии
2021-2020 3,42
2021-2022 3,61

Геометрия самый сложный предмет в школьном курсе. В 7 классе дети впервые начинают изучать её и испытывают большие сложности при освоении материала. Кроме того,  в 7 классе обучающиеся осваивали новую форму работы – мини-исследование. Для полного понимания алгоритма действий при проведении исследования школьнику требуется время и помощь учителя, поэтому мы не рассчитывали сразу получить высокий результат. Однако к концу 8-го класса он значительно улучшился. Этому способствовало то, что учащиеся более осознанно воспринимали информацию, проводя мини-исследования.

 

Мы пришли  к выводу, что неважно, на каком уровне дети изучают геометрию, мини-исследований практико-ориентированного характера повышают качество освоения материала. Кроме того снижается  уровень тревожности при выполнении оценочных работ на 37,2% (использована методика Н.Е. Водопьянова «Шкала психологического стресса»)

 

Метапредметные показатели: обучающиеся овладевали навыками организации учебной деятельности, учились анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Применение на уроках мини-исследований практико-ориентированного характера привело к тому, что учащиеся начали видеть применение геометрии в реальных жизненных ситуациях, составлять свои задачи. Учащиеся этих классов выбирали проекты, связанные с жизненным применением геометрии. Например: проект ученика 9 класса по теме «Применение теоремы Пифагора» был представлен на конкурс проектов ВятГУ «Превосходная идея».

 

Личностные изменения: наблюдалось повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной учебной деятельности,  развивались коммуникативные умения, повышалась самооценка.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Статья из сборника:

Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]:
сборник статей. Вып. 3. – Электрон.текст. дан. (7,8 Мб). – Киров: Изд-во
МЦИТО, 2020. – 1 электрон.опт. диск (CD-R). – Систем.требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 7,8 Мб свобод.диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана.

Выступление на вебинаре:

«Из опыта работы педагогов по формированию и оцениванию математической грамотности обучающихся». КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» от 18.02.2022г.

Экспертное заключение Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, к.п.н., доктор философии МОАН
Составляющие образования Обучение. Математика и информатика
сборник заданий
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл