ФИО
Лямина Ольга Владимировна, Машкина Светлана Арисовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учителя математики
СТАЖ РАБОТЫ
28\35 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10 имени К.Э. Циолковского» города Кирова, 610020 Киров, ул. Р. Люксембург, 57, т. 8(8332) 35-01-20, lyamina_1971@mail.ru, mashkina_svetlana@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
исследования., Математическая грамотность, проблемные задачи, практическое применение геометрии
Самым популярным на уроках геометрии является вопрос: «А где нам это пригодится?» Современные учебники содержат недостаточно примеров применения теории по геометрии в жизни, поэтому возникла идея составления сборника проблемных задач на основе жизненных ситуаций. Данные задачи позволяют организовать мини-исследования как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С помощью включения в занятие мини-исследований можно донести до детей не только суть теоремы, но и пример её практического применения. Обучающиеся с первого занятия понимают, что теорема, которую они изучают, необходима в жизни. Систематическое использование мини-исследований на занятиях формирует математическую грамотность, развивает память и внимание, повышает интерес к изучаемому предмету, даёт представление о применении геометрии в жизни.
Ф.И.О. | Лямина Ольга Владимировна, Машкина Светлана Арисовна | |||||||||||||||||||||||||
Организация | Учреждение Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10 имени К.Э. Циолковского» города Кирова, 610020 Киров, ул. Р. Люксембург, 57, т. 8(8332) 35-01-20, lyamina_1971@mail.ru, mashkina_svetlana@mail.ru | |||||||||||||||||||||||||
Должность | Учителя математики | |||||||||||||||||||||||||
Стаж работы | 28\35 лет | |||||||||||||||||||||||||
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Формирование математической грамотности на уроках геометрии с помощью мини-исследований.
|
|||||||||||||||||||||||||
Ключевые слова | Математическая грамотность, практическое применение геометрии, проблемные задачи, исследования. | |||||||||||||||||||||||||
Аннотация (не больше 500 знаков) | ||||||||||||||||||||||||||
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Проблема современных школьников состоит в том, что даже имеющие отметки «4» и «5» ученики не всегда могут применить знания и навыки, полученные на уроках геометрии в жизни. | |||||||||||||||||||||||||
Актуальность | Самым популярным на уроках геометрии является вопрос: «А где нам это пригодится?» Современные учебники содержат недостаточно примеров применения теории по геометрии в жизни, поэтому возникла идея составления сборника проблемных задач на основе жизненных ситуаций. Данные задачи позволяют организовать мини-исследования как на уроке, так и во внеурочной деятельности. С помощью включения в занятие мини-исследований можно донести до детей не только суть теоремы, но и пример её практического применения. Обучающиеся с первого занятия понимают, что теорема, которую они изучают, необходима в жизни. Систематическое использование мини-исследований на занятиях формирует математическую грамотность, развивает память и внимание, повышает интерес к изучаемому предмету, даёт представление о применении геометрии в жизни. | |||||||||||||||||||||||||
Новизна | Новизна опыта заключается в накоплении и применении авторского практического материала, прошедшего апробацию на уроках геометрии при работе над развитием математической грамотности обучающихся. | |||||||||||||||||||||||||
Описание инновационного опыта | Изучение геометрии вызывает сложности у многих учащихся, особенно на начальном этапе. Использование мини-исследований на уроках геометрии на применение теории в реальной жизни позволяет заинтересовать школьников, а значит снять излишний «страх» перед новым предметом.
Задачи-исследования «жизненного» содержания можно использовать на разных этапах урока 1) на этапах целеполагания и мотивации; 2) на этапе включения в систему знаний. Использование мини-исследований возможно во время проведения уроков, внеурочных занятий, и даже на родительских собраниях (как примеры важности изучаемого материала). Работать с задачами школьники могут как индивидуально, так и в группах или парах, постоянного или сменного состава. Элементы технологии проблемного обучения, деловая игра, небольшие лабораторные работы позволяют эффективно использовать мини-исследования на занятиях. Так как дети встречаются с реальной жизненной ситуацией на применение теорем геометрии, то решение подобного рода заданий на уроках при обучении школьников позволяет: — привлечь внимание к изучению предмета, — вовлечь обучающихся в активный процесс работы с изучаемым материалом, — повысить мотивацию, а значит и качество обучения, — неформально усваивать знания по геометрии, — формировать практическое мышление и воображение. Возможные приёмы стимулирования обучающихся – формирующее оценивание, соревнование, похвала. отметка. |
|||||||||||||||||||||||||
Продукт опыта / проекта | Сборник практико-ориентированных задач по применению теории геометрии 7-9 класса. | |||||||||||||||||||||||||
Затруднения в реализации, риски | Трудность возникает при формулировании практико-ориентированных задач в контексте понятном ученику.
|
|||||||||||||||||||||||||
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Апробация проводилась в течении 3 лет в 9Б класс (математика преподавалась на углублённом уровне) и 2 лет в 8К кадетском классе
( математика изучалась на базовом уровне) Предметные показатели в 9Б классе
На ОГЭ со всеми задачами по геометрии 1 части справились -16 человек (70%), с задачами по геометрии с развёрнутым ответом (2 части) справились: №23 -18 чел ( 78%), №24 – 17 чел ( 74%). Результаты учащихся показывают устойчивый рост среднего балла по геометрии относительно среднего балла по алгебре, несмотря на то, что алгебра объективно более простой предмет. Считаем, что процент справившихся с заданиями по геометрии на ОГЭ достаточно высокий. Предметные показатели 8К кадетского класса Успеваемость по геометрии повысилась с 96% до 100%
Геометрия самый сложный предмет в школьном курсе. В 7 классе дети впервые начинают изучать её и испытывают большие сложности при освоении материала. Кроме того, в 7 классе обучающиеся осваивали новую форму работы – мини-исследование. Для полного понимания алгоритма действий при проведении исследования школьнику требуется время и помощь учителя, поэтому мы не рассчитывали сразу получить высокий результат. Однако к концу 8-го класса он значительно улучшился. Этому способствовало то, что учащиеся более осознанно воспринимали информацию, проводя мини-исследования.
Мы пришли к выводу, что неважно, на каком уровне дети изучают геометрию, мини-исследований практико-ориентированного характера повышают качество освоения материала. Кроме того снижается уровень тревожности при выполнении оценочных работ на 37,2% (использована методика Н.Е. Водопьянова «Шкала психологического стресса»)
Метапредметные показатели: обучающиеся овладевали навыками организации учебной деятельности, учились анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Применение на уроках мини-исследований практико-ориентированного характера привело к тому, что учащиеся начали видеть применение геометрии в реальных жизненных ситуациях, составлять свои задачи. Учащиеся этих классов выбирали проекты, связанные с жизненным применением геометрии. Например: проект ученика 9 класса по теме «Применение теоремы Пифагора» был представлен на конкурс проектов ВятГУ «Превосходная идея».
Личностные изменения: наблюдалось повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной учебной деятельности, развивались коммуникативные умения, повышалась самооценка. |
|||||||||||||||||||||||||
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Статья из сборника:
Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: Выступление на вебинаре: «Из опыта работы педагогов по формированию и оцениванию математической грамотности обучающихся». КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» от 18.02.2022г. |
|||||||||||||||||||||||||
Экспертное заключение | Рецензируемые материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО | |||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. эксперта | А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, к.п.н., доктор философии МОАН | |||||||||||||||||||||||||
Составляющие образования | Обучение. Математика и информатика |