ФИО

Франтинская Татьяна Сергеевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель географии и биологии

СТАЖ РАБОТЫ

12 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова. Адрес: г.Киров, ул.Физкультурников, д.15. телефон: 53-03-93, gg@kirovedu.ru

 Урок разработан для 7 класса по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология: Животные, программа линии И.Н. Пономаревой. Данный урок проводится в рамках календарно-тематического планирования по теме «Ткани». Для учащихся название темы урока изменено на «Микроскопическое путешествие в организм животного» для повышения интереса к уроку. Методическая разработка посвящена проблеме дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода. Методическая разработка раскрывает вопросы изучения нового материала на основе синтеза различных видов деятельности (работа с учебником, с инструктивными карточками, с микроскопом). Данная методическая разработка урока будет полезна непосредственно для учителей биологии 7 класса.

Ф.И.О. Франтинская Татьяна Сергеевна
Организация Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова.

Адрес: г.Киров, ул.Физкультурников, д.15. телефон: 53-03-93, gg@kirovedu.ru

Должность учитель географии и биологии
Стаж работы 12 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Методическая разработка урока по теме: «Микроскопическое путешествие в организм животного» на основе психодидактического подхода
Ключевые слова Психодидактический подход, аудиалы, визуалы, кинестетики, учащиеся с дискретным и смешанным каналами восприятия.
Аннотация  Урок разработан для 7 класса по учебнику В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология: Животные, программа линии И.Н. Пономаревой. Данный урок проводится в рамках календарно-тематического планирования по теме «Ткани». Для учащихся название темы урока изменено на «Микроскопическое путешествие в организм животного» для повышения интереса к уроку.

Методическая разработка посвящена проблеме дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода. Методическая разработка раскрывает вопросы изучения нового материала на основе синтеза различных видов деятельности (работа с учебником, с инструктивными карточками, с микроскопом). Данная методическая разработка урока будет полезна непосредственно для учителей биологии 7 класса.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Методическая разработка посвящена проблеме дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода. Очень сложно строить современный урок, учитывая все психофизиологические характеристики школьников. Но научившись это делать, учитель сможет доносить информацию до каждого своего ученика. Для этого нужно, во-первых, изучить особенности учащихся по отношению к ведущему полушарию (правополушарные, левополушарные, равнополушарные), особенности учащихся с разными каналами восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, учащиеся с дискретным и смешанным каналами восприятия), особенности темпераментов школьников (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики), а также особенности учащихся по типу памяти (слуховая, зрительная, моторная, смешанная). Во-вторых, нужно изучить методы и приемы обучения для каждой группы школьников. В-третьих, нужно умело сочетать данные приемы и методы на уроке.
Актуальность Дети всегда имели и будут иметь разные психофизиологические особенности. Учитель во время занятий должен мастерски учитывать данные особенности. Актуальность разработки данного урока заключается в индивидуальном подходе к каждому ученику (группе учеников) на уроке, в правильной организации работы учащихся с материалом урока для наилучшего понимания и усвоения учебного материала. (учитываются особенности учащихся по отношению к ведущему полушарию (правополушарные, левополушарные, равнополушарные), особенности учащихся с разными каналами восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, учащиеся с дискретным и смешанным каналами восприятия), особенности темпераментов школьников (холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики), а также особенности учащихся по типу памяти (слуховая, зрительная, моторная, смешанная)).
Новизна    В разработке данного урока использована технология «дифференцированного обучения на основе психодидактического подхода».  Психодидактика завязана на процессе образования, развивающем индивидуальность, личностные качества и субъектность человека. Очень важно в современном образовании учитывать особенности учащихся по отношению к ведущему полушарию, особенности учащихся с разными каналами восприятия информации, особенности темпераментов школьников, а также особенности учащихся по типу памяти.
Описание инновационного опыта Тема урока «Микроскопическое путешествие в организм животного» входит в состав главы Строение тела животных и является центральным урокам между темами «Клетка» и «Органы и системы органов», тем самым является обобщением для предыдущего урока и подспорьем для следующего. Без знаний строения клетки нельзя изучать ткани и без знаний о тканях нельзя изучать органы.

Во время урока данная тема постоянно перекликалась с темой урока 6 класса «Ткани растений», происходило сравнение тканей растений и тканей животных.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка усвоения знаний и умений по теме средствами технологии дифференцированное обучение на основе психодидактического подхода.

Задачи урока:

Познакомиться со строением и функциями тканей животных.

Сравнить строение и функции тканей растений и тканей животных.

Выявить черты сходства и черты отличия тканей растений и тканей животных.

Тип урока: Комбинированный.

Урок комбинированный, с элементами практической работы учащихся, с использованием ИКТ. Урок содержит повторение материала из курса биологии 6 класса. Он построен на интеграции, которая позволяет показать микроскопический мир тканей животных, с привлечением научных знаний, творческих работ, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию креативного мышления. Урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ, делать выводы.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.
3.Актуализация знаний.

4. Усвоение новых знаний.

5. Закрепление новых знаний.

6. Применение

7. Подведение итогов урока.

   8. Домашнее задание.
   9.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Перед уроком проведена полная характеристика особенностей класса.

Общая психофизиологическая характеристика 7 Б класса (данные по 27 учащимся)

Ведущее полушарие:

·     Правополушарных учащихся: 5 человек,

·     Левополушарных: 3 человека,

·     Равнополушарных 19 человек.

Канал восприятия:

·     Учащихся с аудиальным каналом восприятия 4 человека,

·     с визуальным 2 человека,

·     с кинестетическим 5 человек,

·     с дискретным 12 человек,

·     со смешанным 4 человека.

Учащихся по типу темперамента:

·     холерики 2 человека,

·     сангвиники 3 человека,

·     флегматики 7 человек,

·     меланхолики 1 человек,

·     смешанный 10 человек

Учащиеся по типу памяти:

·          Слуховая 5 человек,

·          Зрительная 25 человек,

·          Моторная 3 человека,

·          Смешанная 7 человек.

 

Главным этапом урока являлось первичное усвоение учебного материала.

На всех этапах урока идет работа, направленная на изучение связи между особенностями психического развития личности и характером содержания, формами организации, методами и средствами образовательной деятельности.

На этапе мотивации:

Для правополушарных – светлая доска – тёмный мел, творческое задание в виде кроссворда, похвала при отгадывании кроссворда;

Для левополушарных – светлый фон презентации – тёмный шрифт, ориентация на получение знаний;

Для аудиалов – озвучивание вопросов к кроссворду;

Для визуалов – отображение кроссворда и задач урока в презентации;

Для кинестетиков – восприятие целого в ходе кроссворда;

Для учащихся с дискретным каналом восприятия – сообщаются цели и задачи урока, использование средств мультимедиа на уроке;

Для холериков – контроль деятельности, задания немедленного исполнения, энергичная оценка работы;

Для сангвиников – задания, требующие быстрых реакций, распределения внимания, активная деятельность, новые, интересные задачи;

Для флегматиков – активная деятельность;

Для меланхоликов – привычная обстановка, творческие задания, спокойная речь, похвала, тишина.

На этапе закрепления:

Для правополушарных – закрепление нового материала на практике, творческие задания в виде рисунков увиденных тканей, связь информации с реальностью, с практикой;

Для левополушарных – ясные письменные инструкции по лабораторной работе и по правилам пользования микроскопом;

Для аудиалов – четкое проговаривание учителем инструкции к выполнению Лабораторной работы;

Для визуалов – в виде раздаточного материала на столах учащихся лежат карточки с инструкцией к лабораторной работе и правила работы с микроскопом;

Для кинестетиков – Лабораторная работа, выполнение задания своими руками;

Для учащихся с дискретным каналом восприятия – сообщение целей Лабораторной работы, задание проанализировать, найти сходства и различия, чёткие инструкции, использование средств мультимедиа;

Для холериков – контроль деятельности, задания немедленного исполнения, энергичная оценка работы;

Для сангвиников – задания, требующие быстрых реакций, распределения внимания, активная деятельность, новые, интересные задачи;

Для флегматиков – индивидуальный темп деятельности, активная деятельность, задания, требующие равномерного напряжения сил;

Для меланхоликов – привычная обстановка, творческие задания, спокойная речь, похвала, тишина.

Такая форма урока понравилась учащимся; задействовать получилось всех за счет обращения к проведению лабораторной работы. Постоянное поощрение учеников за активное участие в работе открыло возможность для их самореализации.

Продукт опыта / проекта Презентация, методическая разработка урока.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Результатом проведения данного урока является хорошее усвоение нового материала учащимися. При проведении на следующем уроке текущего контроля по предыдущей теме класс показывает 83% качество, отлично определяет по иллюстрациям ткани растений и ткани животных.
Затруднения в реализации, риски Подготовка к данному уроку требует большой проработки психофизиологических особенностей класса. Для этого нужно провести и проанализировать ряд диагностик (тип темперамента, определение ведущего канала восприятия, определение ведущего полушария).

Рисками при проведении урока нехватка времени при нечеткой организации урока, быстрая потеря внимания учащихся в связи с неумелым использованием большого количества методов и приемов.

 

Публикации

по теме опыта

Дифференцированное обучение школьников: психодидактический подход (из опыта работы гимназии): [Текст]: сборник научно-методических материалов / М-во образования и науки Рос. Федерации, МОУ гимназия им. А. Грина г. Кирова, Вят. гос. гуманит. ун-т; [под ред. К. С. Бажина, Е. В. Юдиной]. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. — 178 с. : ил., граф., схем., табл.; ISBN 978-5-93825-907-2 : 100
Экспертное заключение Данные материалы отвечают требованиям Регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров. Доцент кафедры предметных областей, к.п.н., доктор философии МОАН
Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Естественно-научные предметы

 

Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл