ФИО
Неустроева Наталья Германовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
36 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru Адрес электронной почты kilmezrshool@mail.ru Адрес сайта http: // kmzschool.3dn.ru/ E-mail: kipish_bum@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
осмысление текста, формирование читательской грамотности, информация
Использование приемов формирования читательской грамотности позволяет учащимся усвоить новые знания и умения. Применение приемов делает познавательную деятельность школьников разнообразной, формирующей логическое мышление. В результате повышается мотивация учебной деятельности учащихся.
Неустроева Наталья Германовна | |
Учреждение: пгт Кильмезь, ул. Больничная д.2, КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, телефон (83338)2-12-73, kilmezrshool@mail.ru
Адрес электронной почты kilmezrshool@mail.ru Адрес сайта http: // kmzschool.3dn.ru/ E-mail: kipish_bum@mail.ru |
|
Должность Учитель русского языка и литературы | |
Стаж работы 36 лет | |
1.Тема инновационного педагогического опыта
«Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 7 классе» |
|
2. Источник изменений
В соответствии с требованиями ФГОС ООО в 9 — ом классе предусмотрено проведение устного собеседования по русскому языку. Оно призвано систематизировать знания , показать их умения и навыки в работе с текстом и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА. Применение приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 7 – 9 классах обеспечит качественную подготовку к экзаменам. |
|
3. Идея изменений
Сущность опыта: использование приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка повышает интерес к предмету. Приемы помогают учащимся в рамках самостоятельной работы, при выполнении домашнего задания, что сказывается на качестве обучения, а в дальнейшем на адаптации обучающихся в современном мире. |
|
4. Концепция изменений:
Использование приемов формирования читательской грамотности позволяет учащимся усвоить новые знания и умения. Применение приемов делает познавательную деятельность школьников разнообразной, формирующей логическое мышление. В результате повышается мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
Актуальность | Приемы формирования читательской грамотности углубляют и систематизируют работу с текстом, что положительно скажется при сдаче устного собеседования и ГИА по русскому языку. Открываются широкие возможности для умственного развития и коммуникативных способностей учащихся, так как происходит постоянное мыслительное развитие при применении данных приемов. |
Новизна | В течение учебного года, применяя приемы формирования читательской грамотности, происходит отработка практических навыков работы с текстом. Можно организовать различные формы взаимодействия учителя и ученика: самостоятельная индивидуальная работа с текстом, работа на самоконтроль и взаимоконтроль. |
Ожидания | 1.Поддержка активной учебно-познавательной деятельности учащихся
2.Возможность использования приемов как на уроке, так и во внеурочной деятельности. 3. Качественная сдача устного собеседования и ГИА по русскому языку в 9 классе. |
Затруднения в реализации, риски | Отсутствие выхода в интернет у некоторых учеников. Мало материала в учебнике русского языка по формированию читательской грамотности. |
5. Условия реализации изменений
Дидактические материалы, качественный набор информативных текстов и тестов из различных источников (учебники разных авторов, энциклопедии, справочники, интернет-ресурсы), |
|
6. Результат изменений
Предметные показатели класса, в котором обучение строилось с применением приемов формирования читательской грамотности: успеваемость – 100%, обучаются на «4» и «5» — 75%, средний балл: 2020 – 2021 уч.г – 4,08; 2021-22 уч.г. – 4,10 (выше областного значения) Метапредметные показатели: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные изменения: Повышение мотивации к приобретению знаний и самостоятельной деятельности. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Саморегуляция и саморазвитие, повышение самооценки своей успешности, осознание собственной значимости. |
|
7. Публикации
1. Неустроева Наталья Германовна «Программа кружка: « За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса. 10.06.2022г. https:// konspekteka.ru 2. Неустроева Наталья Германовна « Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» 10.06.2022 https:// конспекты – уроков.рф № КУ105413 3. Неустроева Наталья Германовна «Программа кружка: « За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса. 11.06.2022г https:// kopilkaurokov.ru №609455 |
|
8. Описание инновационного опыта учителя
В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла. Чтение в школе начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие. Происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, проявление косноязычия, неумение правильно, логично, выразить свою мысль. Чтобы избежать речевых недостатков, я использую приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
Цель: применение приемов формирования читательской грамотности на уроках русского языка для успешного освоения учебного материала и качественной подготовки к ГИА.
Задачи обучения: -формирование логического мышления обучающихся; -формирование устойчивого интереса к предмету; -обеспечение мотивации учебной деятельности; -создание условий для самообразования и саморазвития учащихся.
Работа может быть построена с помощью следующих приемов. 1) предлагаю учащимся создать вторичный текст по данному упражнению (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия). Этот прием расширяет словарный запас детей и совершенствует умения строить предложения и создавать высказывания; (приложение 1) 2) основной особенностью текстов для формирования читательской грамотности является постановка проблем, с которыми подросток сталкивается в своей повседневной жизни, т.е. проблемы моделируют реальную жизненную ситуацию. Здесь я использую прием «Мозаика» (например, из разрозненных частей текста ученикам предлагается собрать памятку «Как готовиться к изложению», разложив ее части в правильной последовательности. Данный прием можно использовать и в художественных текстах; (приложение 2) 3) формирование читательской грамотности носит практико-ориентированный характер. Сформированная читательская грамотность научит подростков сравнивать, делать выводы, добывать нужную информацию (например, в упражнении 139 упоминается дымковская игрушка. Предлагаю своим учащимся извлечь дополнительную информацию об игрушке, заглянув в Википедию; (приложение 3) 4) более 10 лет работаю над комплексным анализом текста с помощью рабочей печатной тетради А.Б. Малюшкина. Интерес к этому приему работы продиктован необходимостью подготовки к ГИА и ОГЭ в 9, 11 классах. Здесь ребята выполняют традиционные виды заданий (например, определение своеобразия авторского стиля, работа над преодолением возможных орфографических и пунктуационных ошибок, составление плана текста, определение основной мысли и т.д.) (приложение 4); 5) к сожалению, в учебниках русского языка очень мало заданий на формирование читательской грамотности, поэтому приходится пользоваться ресурсами Интернета. В конце учебного года провожу диагностическую работу по читательской грамотности; (приложение 5)
В течение учебного года применяю различные приемы по формированию читательской грамотности: 1) самостоятельная индивидуальная работа с тестом и текстом; 2) проверочная работа по теме с помощью самоконтроля и взаимоконтроля.
Применение приемов по формированию читательской грамотности поможет моим ученикам стать успешными, быстрее и эффективнее решать жизненные задачи. |
|
Экспертное заключение: Тема инновационного педагогического опыта «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка в 7 классе» является актуальной и востребованной в практике преподавания русского языка, так как обусловлена нацеленностью образовательного процесса на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Автор в соответствии с требованиями ФГОС ООО описывает методы и приемы работы педагога, направленные на формирование функциональной, в частности, читательской, грамотности обучающихся. Используемые педагогом приемы соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Новизна инновационного опыта заключается в использовании на уроках русского языка заданий по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся, направленных на создание вторичных текстов по данному упражнению, создание из фрагментов целостного текста, извлечение дополнительной информации из интернет-источников, комплексный анализ текста. При этом учитель использует возможности не только учебника, но и других дидактических материалов. Несомненным достоинством опыта являются представленные педагогом разработки, в которых подробно охарактеризованы цель, задачи, результаты изменений, приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся. Представленное в опыте содержание имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении по формированию читательской грамотности обучающихся. Методические приемы прошли апробацию в КОГОБУ СШ с УИОП пгт Кильмезь Кировской области, представлены в публикациях автора по темам «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы», «Программа кружка «За страницами школьного учебника: подготовка к ЕГЭ» для 11 класса». Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместили в региональном банке инновационного педагогического опыта. |
|
Ф.И.О. эксперта: Окунева Светлана Александровна | |
Составляющие образования Обучение | |
Ключевые слова формирование читательской грамотности, информация, осмысление текста | |
Приложение
Приемы формирования читательской грамотности |