ФИО
Трухина Лариса Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель биологии
СТАЖ РАБОТЫ
28 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Практико-ориентированные задания, Естественнонаучная грамотность
Реализация программы позволяет формировать и развивать естественнонаучную грамотность учащихся за счет обогащения содержательных линий практико-ориентированными заданиями, увеличения количества лабораторных и практических работ. Инструктивные карточки к практическим работам содержат задания из компетентностных областей: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Трухина Лариса Владимировна
Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Гагарина, д. 17, факс/ телефон (83334)6-29-29 e-mail: vpschool3@mail.ru |
|
Должность Учитель биологии | |
Стаж работы 28 лет | |
1. Тема инновационного педагогического опыта
Развитие естественнонаучной грамотности учащихся через реализацию программы дополнительного образования «Практическая биология» (с использованием оборудования «Точка роста») |
|
2. Источник изменений
Естественнонаучная грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. Международные исследования, такие как PIRLS (исследование качества чтения и понимания текста), TIMSS (исследование качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа по оценке образовательных достижений обучающихся), в последние годы стали оказывать большое влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. По результатам этих исследований Россия занимает далеко не лидирующие позиции. Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в то же время, они испытывают определенные затруднения в области применения этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Учащиеся не могут объяснить с научной точки зрения явления и процессы в природе, затрудняются в интерпретациях данных и использовании научных доказательств для получения выводов. Урочная деятельность направлена зачастую на формирование предметных знаний и умений; развитием метапредметных знаний, понимания особенностей естественнонаучного исследования призвано дополнительное образование. |
|
3. Идея изменений
Программа элективного курса «Практическая биология» позволяет расширить предметные знания учащихся, сохранить их практико-ориентированность, научить учащихся применять соответствующие знания для объяснения явлений и процессов в живой природе, распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах, строить исследовательскую деятельность. |
|
4. Концепция изменений
Основу реализации Программы составляет системно-деятельностный подход, современные педагогические технологии: критического мышления, проблемного обучения, проектной деятельности, IT-технологии. |
|
Актуальность
|
Реализация программы позволяет формировать и развивать естественнонаучную грамотность учащихся за счет обогащения содержательных линий практико-ориентированными заданиями, увеличения количества лабораторных и практических работ. Инструктивные карточки к практическим работам содержат задания из компетентностных областей: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. |
Новизна | Программа представляет собой оригинальный педагогический продукт и включает традиционные разделы:
— пояснительную записку (отражает цели, задачи, принципы составления программы; включает требования к уровню подготовки учащихся, обязательный минимум содержания образования по предмету в рамках дополнительного образования); — учебно-тематический план; — приложение (включает практические работы с заданиями, позволяющими развивать естественнонаучную грамотность учащихся. При составлении этих заданий используется кодификатор, который применяется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ формата PISA). Также Программа играет пропедевтическую роль при подготовке к курсу «Общей биологии» . |
Ожидания | Системная работа по реализации программы «Практическая биология» позволит:
— повысить учебно-познавательную мотивацию обучающихся и интерес к изучаемой естественнонаучной сфере знаний; — расширить и углубить знания учащихся по биологии; -развить навыки исследовательской деятельности, практических умений в области биологических исследований; — изучить технику биологического эксперимента; — развить умения работать с виртуальными экспериментами, для объяснения которых можно напрямую использовать программный материал; — отработать умения работать с различными источниками информации, развить навыки интерпретации данных. |
Затруднения в реализации, риски | — Необходимость владения предметом на уровне творчества и инновационность мышления учителя;
-неоднородность сформированности уровня естественнонаучной грамотности обучающихся; — сложность удержания мотивационной активности учащихся при возрастающей сложности материала; — техническая недокомплектация оборудования «Точки роста»: цифровая лаборатория содержала датчики, но отсутствовало программное обеспечение Releon Lite (ПО Releon) ― обеспечивающее работу датчиков, сохранение и первичную обработку полученных данных. |
5. Условия реализации изменений
|
1. Готовность учителя работать по предмету с учетом его аксиологической направленности: формировать у детей опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и включать в личностно и социально значимую деятельность.
2. Интеграция содержания естественнонаучных дисциплин, технологических подходов построения учебных занятий; моделирование проблемных личностно значимых ситуаций. 3. Единство урочной и внеклассной деятельности. 4. Оснащённость материально-технической базы по предмету, позволяющей проводить практические и лабораторные занятия, осуществлять исследовательскую деятельность. |
6. Результат изменений
Основная концепция курса – это комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации (от молекулярно — клеточного до организменного). Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности в науке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент. В ходе реализации программы дополнительного образования «Практическая биология» происходит повышение ценности образовательного процесса или его отдельного аспекта для личности. Учащиеся стремятся к самостоятельной исследовательской деятельности через перечень практических и лабораторных работ. Результатом реализации программы стала разработка и реализация исследовательских работ — призеров муниципального, регионального и межрегионального уровней, учащиеся становятся победителями и призерами предметной всероссийской олимпиады по биологии и экологии на муниципальном региональном уровнях; приглашаются на очные олимпиады в г. Москва, продолжают обучение в центре дополнительного образования школьников г. Кирова (профильная смена по агроэкологии). |
|
7. Публикации: свидетельство о публикации на страницах СМИ «Завуч. Инфо» серия Б №308206/2022 | |
8. Описание инновационного опыта учителя
В рамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение школ современным оборудованием центра «Точка роста». Внедрение этого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения биологии. Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что способствует повышению мотивации обучения школьников. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. В то же время отрабатывается методика постановки эксперимента. Предлагаемые в данной программе лабораторные и практические работы снабжены вопросами, которые позволят сформировать и развить естественнонаучную грамотность учащихся. Тематика рассматриваемых экспериментов, количественных опытов, соответствует возрасту учащихся. Основные задачи и цели курса «Практическая биология» прописаны в программе (Приложение 1). Структура программы выстраивалась с учетом следующих принципов: — системности, в соответствии с которым все элементы программы (цели, задачи, содержание, ожидаемые результаты) четко взаимосвязаны, имеют внутреннюю логическую структуру; — доступности, на основе которого осуществляется отбор регионального содержания общего образования для учащихся; — преемственности и перспективности, положенные в основу структурирования содержания курса, регулирующего получение учащимися образования, как целостный, непрерывный процесс. В программе «Практическая биология» отражены требования к уровню подготовки учащихся, которые включают в себя не только знания учащихся по теме, но и умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, что способствует развитию естественнонаучной грамотности учащихся. Разработано календарно — тематическое планирование (Приложение 2). В программе представлены не только темы учебных занятий и элементы содержания, но и предлагается примерный перечень практических работ. (Приложение 3) |
|
Экспертное заключение: Представленный опыт работы учителя по реализации программы внеурочной деятельности «Практическая биология» является актуальным и направлен на формирование естественно-научной грамотности обучающихся. Разработанные в рамках программы практические работы по биологии будут интересны педагогам образовательных организаций, имеющих оборудование центра «Точка роста», что способствует повышению качества биологического образования. | |
Ф.И.О. эксперта — Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук | |
Составляющие образования — Обучение. Дополнительное образование. | |
Ключевые слова. Естественнонаучная грамотность. Практико-ориентированные задания | |
Приложения
Приложение 1. Пояснительная записка к программе «Практическая биология». Приложение 2. Календарно — тематическое планирование программы «Практическая биология». Приложение 3. Перечень практических работ. |