ФИО
Охапкина Алла Валериевна, Боброва Наталья Станиславовна
ДОЛЖНОСТЬ
Охапкина Алла Валериевна, учитель технологии, Боброва Наталья Станиславовна, учитель информатики
СТАЖ РАБОТЫ
Охапкина Алла Валериевна – 27 лет, Боброва Наталья Станиславовна-22 года
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №21» города Кирова; г. Киров, ул. Воровского, д.133-а; 8(8332) 52-15-41; liceum21@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
профориентация, интерактивная игра, профессия, самоопределение, образовательный проект, игра
В проекте предлагается рассмотреть образовательный продукт по теме «Профессиональное самоопределение», который направлен на решение двух проблем: улучшение восприятия информации, повышение мотивации учащихся старших классов при выборе профессий. Во-первых, предмет «Профессиональное самоопределение» в учебном плане ОО отсутствует. Предметная область «Технология», по новому стандарту в старших классах исключена. Во-вторых, пособия по профессиональному самоопределению в ограниченном количестве и труднодоступны. Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности.
Цель проекта: создание интерактивной игры по профессиональному самоопределению для повышения уровня знаний учащихся 9-х классов при выборе профессии.
Игра создана для того, чтобы старшеклассники имели возможность получить информацию о выборе профессии в интересной форме. Игра имеет удобный и простой интерфейс, что облегчает ее использование в любое удобное для ученика время без наставника. Игра состоит из четырех этапов. Во время игры ученик путешествует по острову, и выполняет задания.
В начале игры «Введение». Перед участником ставятся цели и задачи игры, и первоначальный теоретический материал. Ученик выбирает себе героя для игры, а затем начинается игра. Игрок находится на острове «Будущего», где перед ним различные преграды: «Карта интересов», «Профессиональные склонности», «Профессиональные предпочтения». Все станции содержат теоретический материал и диагностику. Участник знакомится с понятиями и проходит диагностику. Результат каждой диагностики игрок заносит в профессиональную карту.
Первый шаг «Карта интересов», выбираем по пункту назначения (капелька на карте острова). Игрок попадает на теоретический материал, затем выполняет диагностику и по результатам диагностики заполняет профкарту.
Второй и третий шаги («Профессиональные склонности» и «Профессиональные предпочтения») аналогичны.
Итог игры: игрок, пройдя все шаги имеет заполненную профессиональную карту
Для педагогов этот ресурс весьма интересен, потому что они могут использовать его на внеурочной деятельности или на тематических классных часах, предоставляя обучающимся информацию в интересном и понятном виде. Благодаря тому, что игра представляет собой интерактив с наглядно-образной информацией, у ребят возможен рост интереса к теме выбора профессий.
Уникальность игры в том, что она представляет собранные в одном месте материалы о выборе профессии. Плюсом интерактивной игры выбранного формата является то, что её прохождение не зависит от места положения ребёнка. Играть можно в одиночку. Результат для каждого участника свой, но дети могут видеть прогресс прохождения своих одноклассников. Преимущество цифрового формата в том, что участники могут играть даже дома с личного компьютера. Можно будет работать удаленно, а не только в школе. Это еще и облегчает работу преподавателям, потому что вся информация об учениках у них будет собрана автоматически по результатам прохождения тестов и далее можно будет работать индивидуально, направлять ученика
Ф.И.О. | Охапкина Алла Валериевна, Боброва Наталья Станиславовна |
Организация | муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №21» города Кирова; г. Киров, ул. Воровского, д.133-а; 8(8332) 52-15-41; liceum21@kirovedu.ru |
Должность | Охапкина Алла Валериевна, учитель технологии, Боброва Наталья Станиславовна, учитель информатики |
Стаж работы | Охапкина Алла Валериевна – 27 лет, Боброва Наталья Станиславовна-22 года |
Тема инновационного педагогического опыта/проекта | Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности |
Ключевые слова | игра, профессия, самоопределение, образовательный проект, интерактивная игра, профориентация |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Низкий уровень знаний обучающихся 9-х классов в области выбора профессии |
Актуальность | предмет «Профессиональное самоопределение» в учебном плане ОО отсутствует. Предметная область «Технология», по новому стандарту в старших классах исключена. Во-вторых, пособия по профессиональному самоопределению в ограниченном количестве и труднодоступны. Проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует улучшению восприятия информации, и повышению мотивации учащихся при выборе профессии и воспитанию социально активной, инициативной, предприимчивой и конкурентоспособной личности. |
Новизна | квест-игра по выбору направления своей будущей деятельности актуальное направление, способствующее созданию представлений у учащегося о профессиях. Квест как игровая форма и средство реализации обучения способствует сфокусировать внимание учащегося на свои сильные и слабые стороны. А также использование данной методики тестирования учащегося, повышает вероятность в будущем выбора профессии. |
Описание инновационного опыта учителя | Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем быть?» задаёт себе каждый молодой человек. Главное – сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам (softskills), и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата (hardskills).
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Цель проекта: создание интерактивной игры по профессиональному самоопределению для повышения уровня знаний учащихся 9-х классов при выборе профессии. Задачи проекта: − провести анализ литературы по проблеме выбора профессии школьниками; − отобрать диагностики; − систематизировать и скомпоновать всю изученную информацию; − разработать квест-игру по профессиональному самоопределению для учащихся старших классов. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы: — теоретические: анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков; — эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование; — статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов. В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения. В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 9-х классов, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств. Но, несмотря на такую важную роль профессионального самоопределения школьников в учебно-воспитательном процессе, во многих школах Кировской области мы наблюдаем лимитированность информации. На наш взгляд, эта проблем связана, прежде всего, с ограниченностью ресурсов. Исходя из всего вышесказанного, наша научная группа решила создать интерактивную игру, где будет представлено несколько этапов: «Карта интересов», «Профессиональные склонности», «Профессиональные предпочтения». Главная задача проекта – сделать материал о профессиональном самоопределении доступным для обучающихся, систематизировать и ранжировать всю собранную информацию для удобного использования её во внеучебной деятельности, а также привлечь внимание к проблеме выбора профессии. На сегодняшний день имеются разработанные рабочие тетради по профессиональному самоопределению и ограниченное количество учебников, чаще всего учащиеся проходят тесты в стандартном формате. Встречаются игры по данной теме с использованием презентаций. Изучив имеющиеся пособия, мы решили сделать интерактивную игру чтобы упростить школьникам задачу профессионального самоопределения, у подростков лучше усваивается материал, когда подключены информационные ресурсы. Включение игровых элементов, таких как квест-игра по выбору направления своей будущей деятельности актуальное направление, способствующее созданию представлений у учащегося о профессиях. Квест как игровая форма и средство реализации обучения способствует сфокусировать внимание учащегося на свои сильные и слабые стороны. А также использование данной методики тестирования учащегося, повышает вероятность в будущем выбора профессии. Данная методика по реализации квеста базируется на платформе Classcraft. |
Продукт опыта / проекта | Тайна будущего: интерактивная игра (выбор профессии)
|
Затруднения в реализации, риски | Данная игра имеет ограничения в допуске. Нужно сначала предоставить свой электронный адрес разработчикам, чтобы начать игру. Для учителей предоставляется возможность совместного пользования. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Итог игры: игрок, пройдя все шаги имеет заполненную профессиональную карту
(рис.) Рис. Профессиональная карта В профессиональной карте отражена информация о своих интересах, склонностях, профессиональных предпочтениях, т.е. ученик разгадал тайну выбора своей будущей профессии. Игра создана для того, чтобы старшеклассники имели возможность получить информацию о выборе профессии в интересной форме. Игра имеет удобный и простой интерфейс, что облегчает ее использование в любое удобное для ученика время без наставника. В игре мы постарались собрать воедино всю информацию (теорию и диагностики), которую можно найти по теме. Для педагогов этот ресурс весьма интересен, потому что они могут использовать его на внеурочной деятельности или на тематических классных часах, предоставляя обучающимся информацию в интересном и понятном виде. Благодаря тому, что игра представляет собой интерактив с наглядно-образной информацией, у ребят возможен рост интереса к теме выбора профессий. Уникальность игры в том, что она представляет собранные в одном месте материалы о выборе профессии. Плюсом интерактивной игры выбранного формата является то, что её прохождение не зависит от места положения ребёнка. Играть можно в одиночку. Результат для каждого участника свой, но дети могут видеть прогресс прохождения своих одноклассников. Преимущество цифрового формата в том, что участники могут играть даже дома с личного компьютера. Можно будет работать удаленно, а не только в школе. Это еще и облегчает работу преподавателям, потому что вся информация об учениках у них будет собрана автоматически по результатам прохождения тестов и далее можно будет работать индивидуально, направлять ученика. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта
|
Боброва Н.С., Охапкина А.В., Ванюта О.В., Воробьева А.В., Лобастов С.Н., Петухова А.А., Пупышева Д.М., Шуплецова У.Н.. «Тайна будущего»: Интерактивная игра (выбор профессии) [Электронный ресурс] // Педагогическое проектирование: идеи и решения: сборник статей. Вып. 5.- Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2022.- 1 электрон.опт.диск (CD-R). DOI: 10.52376/978-5-907541-45-0
|
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Дополнительное образование. Воспитание. |