ФИО
Маслова Марина Владимировна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель русского языка и литературы
СТАЖ РАБОТЫ
26 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова 610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133а, контактный телефон +7 (8332) 62-37-15 (факс), E-mail liceum21@kirovedu.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
патриотическое воспитание, наглядно-образный подход, 5-й класс, литература Вятского края, Литературное краеведение, Рабочая тетрадь
В настоящее время в школах уроки национально-регионального компонента, в том числе литературное краеведение, включены лишь в качестве специального курса – факультативного, элективного, для внеклассных мероприятий, или же в качестве программных занятий в уменьшенном объёме. Кроме того, художественная литература и дополнительные учебно-методические материалы по литературному краеведению Кировской области очень ограничены и труднодоступны. Разработанные учебные пособия предназначены как для самостоятельной работы учащихся, так и для использования учителями-словесниками для подготовки к урокам и родителями для проверки домашних заданий. Упражнения тетради могут выполняться в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе, под руководством педагога или дома совместно с родителями.
Ф.И.О. | Маслова Марина Владимировна |
Организация | МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова 610021, г. Киров, ул. Воровского, д. 133а, контактный телефон +7 (8332) 62-37-15 (факс), E-mail liceum21@kirovedu.ru |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Стаж работы | 26 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | «Знай наших!»: хрестоматия и рабочая тетрадь для учащихся 5 класса к внеурочному курсу «Литература Вятского края»
|
Ключевые слова | Литературное краеведение, литература Вятского края, 5-й класс, рабочая тетрадь, наглядно-образный подход, патриотическое воспитание. |
Аннотация (не больше 500 знаков) | В настоящее время в школах уроки национально-регионального компонента, в том числе литературное краеведение, включены лишь в качестве специального курса – факультативного, элективного, для внеклассных мероприятий, или же в качестве программных занятий в уменьшенном объёме. Кроме того, художественная литература и дополнительные учебно-методические материалы по литературному краеведению Кировской области очень ограничены и труднодоступны.
Разработанные учебные пособия предназначены как для самостоятельной работы учащихся, так и для использования учителями-словесниками для подготовки к урокам и родителями для проверки домашних заданий. Упражнения тетради могут выполняться в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе, под руководством педагога или дома совместно с родителями. |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Учителями и методистами города Кирова создана программа дополнительного образования по литературному краеведению, есть методическое пособие с конспектами уроков для старших классов, также созданы рабочие тетради для начальной школы. А вот для средней школы и старшего звена таких тетрадей нет. Да и краеведческий материал имеется в разных источниках. Учебно-методические пособия и наглядно-раздаточные материалы по литературному краеведению Кировской области ограничены и труднодоступны |
Актуальность | «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству», – Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений в области образования становится воспитание чувства патриотизма и любви к «малой Родине», становление у школьников ценностного отношения к родной стране и воспитание основ гражданственности. Именно поэтому национально-региональный компонент в образовательном процессе особенно важен. Знакомство с жизнью, творчеством и культурой Кировской области способствует нравственно-эстетическому воспитанию учащихся и формированию их патриотических убеждений. При этом обучение школьников должно сопровождаться применением различных учебных пособий, ведь именно так воспитанники более прочно усвоят новую информацию и научатся понимать связь приобретаемых знаний с практической деятельностью. Внедряя наглядно-методические материалы в образовательный процесс, педагог помогает детям развивать материалистические представления, формирует их навыки и умения взаимодействия с миром. |
Новизна | Новизна и особенность учебно-методического пособия заключается в использовании наглядно-творческого и интегрированного подхода к изучению материала по литературному краеведению. Разработанная программа включает в себя изучение фольклорного творчества, биографические сведения и литературные произведения поэтов и писателей Вятской земли. |
Описание инновационного опыта | В условиях введения ФГОС нового поколения смоделированы и реализованы образовательные ситуации, в которых самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на разрешение персонально значимых для них проблем, опирается на активное использование возможностей сетевых ресурсов. Проектная деятельность как базовая технология деятельностного подхода способствует достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Сетевой проект является эффективнейшей формой организации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.
Качество проекта определяется несколькими составляющими: · значимостью решаемой проблемы, · согласованностью этапов проекта, Цель программы – формирование представления о литературной культуре нашего региона с установкой на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Материалы пособия помогут осмыслить содержание учебной программы, закрепить полученные знания и освоить основные универсальные учебные действия. Включенные в рабочую тетрадь задания разнообразны по содержанию, форме фиксации результатов и видам источников литературно-краеведческой информации. Выполняя предложенные упражнения с опорой на иллюстрации, учащиеся в игровой форме закрепляют знания о литературной деятельности родного края. При этом у воспитанников расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развиваются познавательные способности, внимание, память, наглядно-образное мышление и мелкая моторика рук. Также использование данного материала помогает в развитии поисково-творческого мышления, в формировании любви и интереса к своей малой Родине, чувства патриотизма. Рабочая тетрадь предназначена как для самостоятельной работы учащихся, так и для использования учителями-словесниками для подготовки к урокам и родителями для проверки домашних заданий. Упражнения тетради могут выполняться в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе, под руководством педагога или дома совместно с родителями. Рабочая тетрадь соответствует учебно-тематическому плану 5 класса и содержит следующие разделы: Устное народное творчество Включает информацию материала, изученного в начальной школе (основные черты фольклора, его исполнители), рассмотрение жанров УНТ, фольклорное творчество Вятской земли (обрядовая поэзия, сказки, народные песни, частушки, пословицы и поговорки). Учащиеся знакомятся с произведениями фольклора нашей области: малыми жанрами (загадками, пестушками, потешками и т.д), а также сказками. В рабочей тетради предусмотрены задания и репродуктивного, и творческого характера. Литература XVII – XVIII веков Исследование деятельности Лаврентия Горки, первой славяно-греко-латинской школы, в том числе её преподавателей, выпускников и их творчества. Литература XIX века Анализ деятельности Андрея Грудцына и Ивана Зыкова и их стихотворное творчество. Литература XX века Рассмотрение творчества Александра Грина, Анатолия Устюгова, Александра Скорнякова. Раскрытие тем важности семьи, дома и малой родины, поиска смысла жизни, а также тема войны и фронтовых будней. Современная литература Изучение творчества Владимира Морозова, Сергея Горбачева, Елены Наумовой, где рассматриваются темы детства и родного дома, связи человека с природой и гармоничное существование животного и людского мира
|
Продукт опыта / проекта | Хрестоматия и рабочая тетрадь для учащихся 5 класса к внеурочному курсу «Литература Вятского края» |
Затруднения в реализации, риски | Высокая стоимость печатных изданий |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» совместно с КОГОАУ ДПО «Институт образования Кировской области» в 2020/2021 учебном году запустил инновационный образовательный проект «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”». Учебный проект в рамках данной программы был апробирован и успешно реализован, в нем участвовали обучающиеся 5х классов МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова, в количестве 44 человек.
Этапы апробации: 1. Подготовительный: -составление конспектов уроков -подготовка материала для процедуры апробации -выбор экспериментальных площадок для проведения апробации 2. Основной: -информационно-методическая работа с участниками апробации -сбор диагностических материалов 3. Заключительный: -анализ материалов -подведение итогов апробации. На констатирующем этапе при проведении внеурочных занятий по литературному краеведению в 5А и в 5Б классах без использования нашей рабочей тетради выявили, что дети медленнее осваивают материал и сложнее его запоминают. При проведении внеурочных занятий по литературному краеведению в 5А классе с использованием рабочей тетради выявлено, что дети быстрее осваивают материал и лучше его запоминают. Сокращается время для подготовки к занятиям. При проведении внеурочного занятия по литературному краеведению в 5Б классе без использования рабочей тетради выявили, что дети медленнее осваивают материал и сложнее его запоминают. Возникли трудности с нахождением материала для уроков. Внедрять данные продукты, а именно хрестоматию и рабочую тетрадь, необходимо, так учащиеся намного лучше осваивают нужную информацию. Внедрение должно происходить с таким условием, чтобы экземпляры были у каждого ученика, желательно в печатном виде, так как это способствует лучшему запоминанию и наиболее эффективной работе. |
Публикации
по теме опыта или описание продукта проекта |
Статья из сборника:
Маслова М.В., Куликова В. А.,Смердова А. И., Ромашова Я. В., Богомолова А. Н. «Знай наших»: хрестоматия и рабочая тетрадь по программе «Литература Вятского края» как средство организации образовательной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Педагогическое проектирование: идеи и решения сборник статей. Вып. 4: Изд-во МЦИТО, 2021. – 1 электрон. опт. диск. (CD-R) |
Экспертное заключение | Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».
Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО |
Ф.И.О. эксперта | Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» |
Составляющие образования | Обучение. Воспитание. |