ФИО

Пантюхина Маргарита Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель информатики

СТАЖ РАБОТЫ

19 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова. 610050, г. Киров, улица Ломоносова, 29Б, контактный телефон +7 (8332) 53-07-46, E-mail sch46@kirovedu.ru

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся были активно вовлечены в учебную деятельность. В данной методической разработке рассматривается использование интерактивных средств обучения как сетевые сервисы web 2.0. Сетевой проект является эффективной формой организации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. Сетевой проект «Мой город – мой родной уголок» подразумевает удалённое взаимодействие, поэтому реализуется с опорой на сервисы и технологии web 2.0, которые и делают проект действительно сетевым.

Сетевой проект Мой город — мой родной уголок!!

Ф.И.О. Пантюхина Маргарита Анатольевна
Организация Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова. 610050, г. Киров, улица Ломоносова, 29Б, контактный телефон +7 (8332) 53-07-46, E-mail sch46@kirovedu.ru
Должность Учитель информатики
Стаж работы 19
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта «Мой город – мой родной уголок: сетевой проект с использованием сервисов Web 2.0»

Инновационный проект по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0

Ключевые слова Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), сервисы web 2.0, сайт, сетевой учебный проект
Аннотация (не больше 500 знаков) Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся были активно вовлечены в учебную деятельность. В данной методической разработке рассматривается использование интерактивных средств обучения как сетевые сервисы web 2.0.

Сетевой проект является эффективной формой организации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Сетевой проект «Мой город – мой родной уголок» подразумевает удалённое взаимодействие, поэтому реализуется с опорой на сервисы и технологии web 2.0, которые и делают проект действительно сетевым.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Модернизацию образования невозможно представить без применения ИКТ на уроках, в том числе и на уроках информатики.  Это является средством повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.

Источник изменений – противоречие между глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества и недостаточной разработанностью содержательных, методических, технологических аспектов образования, требующих пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.  Происходящие в современной общественной жизни изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Актуальность В условиях модернизации системы образования, а также в связи со стремительным процессом развития информатизации, который характеризуется широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс, появляются новые проблемы и задачи, над решением которых приходится работать учителю. Одна из таких проблем – это снижение мотивации интереса учащихся к обучению.

Сервисы Web 2.0 позволяют организовать проведение занятий урочной или внеурочной деятельности наиболее эффективными, разнообразными и запоминающимися для учащихся, а, следовательно, повысить интерес к обучению; развить учащихся всесторонне; воспитать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, кроме этого способствует формированию информационной грамотности учащихся, позволит помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

Идея интеграции ИКТ и передовых педагогических технологий (метода проектов, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества) актуальна в условиях современного подхода к результатам образования и соответствует требованиям федеральных государственных стандартов. Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающихся.   В условиях новых (сетевых) форм учебно-исследовательской деятельности обучение становится более автономным и персонализированным.

Новизна Образование в современном обществе предполагает использование новых                                                                      технологий, направленных на самореализацию учащихся. Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, добиться высоких результатов качества обученности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной работы заключается в использовании цифровых ресурсов и формирование способностей обучающихся их грамотно применять.
Описание инновационного опыта В условиях введения ФГОС нового поколения смоделированы и реализованы образовательные ситуации, в которых самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на разрешение персонально значимых для них проблем, опирается на активное использование возможностей сетевых ресурсов. Проектная деятельность как базовая технология деятельностного подхода способствует достижению обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Сетевой проект является эффективнейшей формой организации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Качество проекта определяется несколькими составляющими:

·         значимостью решаемой проблемы,

·         согласованностью этапов проекта,

·         привлекательностью и новизной используемых веб-ресурсов,

·         возможностями продуктивного общения в процессе выполнения проектных заданий,

·         оперативностью и адекватностью оценки и самооценки.

Сетевой проект «Мой город — мой родной уголок» подразумевает удалённое взаимодействие, поэтому реализуется с опорой на сервисы и технологии web 2.0, которые и делают проект действительно сетевым.

Целевая аудитория: обучающиеся 3 — 6 классов

Процесс создания сетевого проекта включает следующие этапы:

1.      История город

Цель этапа: изучение истории родного города

Результаты: создание информационного продукта — инфографики

2.      Известные и знаменитые люди города.

Цель этапа: знакомство со знаменитыми людьми, которые прославляют наш город, их достижения, подвиги, чьи таланты заслуживают признания.

Результаты: создание информационного продукта – буклета.

3.      Достопримечательности города.

Цель этапа: знакомство с памятниками истории и культуры, заповедниками, и значимыми местами нашего города

Результаты: сбор информации в одном продукте — общей презентации.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Продукт опыта / проекта Создание веб-сайта как образовательного ресурса в рамках урочной и внеурочной деятельности с использованием средств Web 2.0
Затруднения в реализации, риски Отсутствие интернета
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» совместно с КОГОАУ ДПО «Институт образования Кировской области» в 2020/2021 учебном году запустил инновационный образовательный проект «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”». Учебный сетевой проект в рамках данной программы был апробирован и успешно реализован, в нем участвовали обучающиеся 3, 4 и 5 классов МБОУ «Гимназия № 46» г. Кирова, в количестве 85 человек.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся обменивались опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Творческие работы обучающихся оценивали студенты. Команды-победители были награждены дипломами I, II, III степени. Каждый ученик получил именной сертификат участника проекта.

Используемая образовательная технология создает исключительно благоприятные условия для достижения обучающимися метапредметных результатов обучения на каждом этапе проекта. Примером развития регулятивных УУД может служить ситуация ознакомления участников с  планом работы или заполнение ими  листов (бланков) самоконтроля, которые  позволяют:

—        развивать рефлексивные способности обучающихся;

—        развивать самостоятельность в определении выбора шагов деятельности;

—        развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

—        получать своевременную обратную связь от участников проекта;

—        повышать качество проектного продукта;

—        развивать у участников проекта ответственность за результат собственной работы/работы команды;

—        развивать умение адекватно воспринимать оценку сверстников и взрослых.

Формирование и развитие познавательных УУД (общеучебных, логических, действий по постановке и решении проблем)  осуществляется в ходе выполнения проектных заданий разного типа:

—        на знание (припоминание информации);

—        на понимание (обобщение, интерпретация, приведение примеров);

—        на применение (использование информации в новой ситуации);

—        на анализ (сравнение, выделение, отбор);

—        на синтез (группировка, обобщение);

—        на оценивание (взаимооценивание).

Развитие коммуникативных УУД в сетевом проекте происходит в двух пространствах:

—        коммуникация внутри команды,

—        коммуникация между удаленными участниками проекта (между участниками разных команд, между командами в целом, между участниками и организаторами проекта).

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Статья из сборника:

Пантюхина М. А., Зубова А. В., Шишкин К. А. Сайт с сетевым учебным проектом «Мой город – мой родной уголок!» [Электронный ресурс] / Педагогическое проектирование: идеи и решения сборник статей. Вып. 4: Изд-во МЦИТО, 2021. – 1 электрон. опт. диск. (CD-R)

Экспертное заключение Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».

Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Составляющие образования Обучение. Воспитание.