ФИО
Быкова Елена Леонидовна
ДОЛЖНОСТЬ
Учитель технологии
СТАЖ РАБОТЫ
9 лет
УЧРЕЖДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58» города Кирова 610027, г. Киров, ул. Милицейская, д. 67 тел./факс: (8332) 54-98-38, http:// www.school58-kirov.ru, e-mail: school-k58@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
самостоятельная работа учащихся, Рабочая тетрадь, профессиональное самоопределение, методическая разработка, учебный предмет «Технология»
Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению предназначена учителям технологии для проведения теоретических и практических занятий, обучающимся для выполнения заданий по программе учебного предмета Технология за 8 класс, в том числе в самостоятельной форме, а также всем учителям, ведущим внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение.
Ф.И.О. | Быкова Елена Леонидовна |
Организация | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58» города Кирова 610027, г. Киров, ул. Милицейская, д. 67 тел./факс: (8332) 54-98-38, http:// www.school58-kirov.ru, e-mail: school-k58@mail.ru |
Должность | Учитель технологии |
Стаж работы | 9 лет |
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта | Разработка рабочей тетради по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов |
Ключевые слова | Рабочая тетрадь, профессиональное самоопределение, учебный предмет «Технология», методическая разработка, самостоятельная работа учащихся |
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект | Необходимость создания рабочей тетради по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов была обусловлена несколькими проблемами:
• вопросам профессионального самоопределения в современной школе не всегда уделено должного внимания; • единственный предмет, в программе которого есть профориентация – технология, однако, раздел учебника технологии, посвященный данной тематике, недостаточно информативен и не наполнен практическими заданиями; • не все выпускники 9-11 классов имеют точное представление о своих профессиональных интересах и склонностях, не владеют информацией о ситуации на современном рынке труда. |
Актуальность | В настоящее время в связи с политической и экономической обстановкой в стране значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения является формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения и профессионального самоопределения Актуальность использования рабочей тетради при обучении технологии заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью определения профессиональных склонностей и интересов, особенностей личности посредством различных диагностик, методик, опросников и практических заданий. Для реализации данной задачи необходимо использовать дидактические средства, обеспечивающие эффективную организации предпрофильной подготовки старшеклассников. Одним из современных дидактических средств может быть рабочая тетрадь учащегося по учебному предмету. |
Новизна | Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблемам профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях, в отборе и оптимальном сочетании информационного содержания с различного вида диагностик, методик, опросников и практических заданий для определения профессиональных склонностей и интересов, особенностей личности учащихся. Также особенностью данного методического пособия является наличие заданий для проверки/самопроверки освоенных знаний. |
Описание инновационного опыта | Карта информационная
Рабочая тетрадь является удобным инструментом для освоения теоретического материала и выполнения практических работ в рамках изучения раздела «Профессиональное самоопределения» курса технологии за 8 класс. Разработанная в соответствии с программой, данная методическая разработка дополнена такими важными темами как, например, «Перспективы в профессиональной деятельности». Подобные темы отмечены условными знаками и могут быть рассмотрены во внеурочной деятельности. Также условными знаками обозначены следующие структурные элементы методического пособия: — краткие теоретические знания; — задание выполняется в тетради (диагностики, методики, опросники на определение особенностей личности учащегося); — задания для проверки усвоения материла (тесты, кроссворды, иллюстрации, схемы); — методические рекомендации для учителей. Формы, используемые при работе с методической разработкой: — наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося; — изучение результатов учебной и внеучебной деятельности; — анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения; — беседы, диспуты, лекции профориентационной тематики; — итоговая проектная работа по выбору предполагаемой будущей профессии, основанная на результатах диагностик, опросников по самоопределению и изучению личностных качеств учащихся. Логика описания Рассмотрим урок технологии в рамках изучения раздела «Профессиональное самоопределение» с помощью рабочей тетради на примере темы «Склонности и способности в профессиональной деятельности». Цель урока: познакомить обучающихся с влиянием склонностей и способностей человека на профессиональное самоопределение, определить склонности учащихся к той или иной профессиональной сфере деятельности. Урок проводится в форме беседы и последующего анкетирования учащихся. Вводная часть: формирование понятийного аппарата учащихся, разъяснение различий между понятиями «склонность» и «способность» на примере увлечения футболом. На данном этапе урока целесообразно задать проблемный вопрос учащимся: Какие профессиональные интересы преобладают у вас? Какими способностями вы обладаете в большей мере? Основная часть: учащимся предлагается определить свои склонности в профессиональной деятельности с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова. Дана инструкция по работе с опросником. Дан текст опросника ДДО. Ответы необходимо записать в бланк ответов ДДО. Затем следует интерпретация и обработка результатов опросника, дано подробное описание типов профессий. Заключительная часть: объясняется домашнее задание. В классе обсуждается выполнение домашнего задания, при необходимости, учащиеся чертят таблицу «Карта мира профессий» в тетради и заполняют ее дома. Проводится рефлексия. Учащимся предлагается обсудить и сравнить результаты диагностики, высказать эмоциональное состояние после проведенного урока. Учителям даны рекомендации. Предложена вторая диагностика по выявлению профессиональных склонностей, которую можно провести во внеурочной деятельности. Она поможет удостовериться в правильности выводов, сделанных на уроке, либо, в случае противоположных результатов, задуматься об искренности и правдивости ответов на дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. |
Продукт опыта / проекта | Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов |
Затруднения в реализации, риски | Затруднение состоит в том, что не каждый ученик готов распечатать рабочую тетрадь для самостоятельной работы. В таком случае, учитель может распечатать бланки ответов, диктовать вопросы опросников и интерпретировать результаты диагностик в устном виде. Таким образом, рабочая тетрадь становится удобным инструментом для работы учителя. |
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения
и воспитания) |
Рабочая тетрадь была апробирована в МБОУ «СОШ с УИОП №58» г. Кирова на четырех 8ых классах в 2020-2021 учебном году на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Результаты апробации показали высокий уровень вовлеченности и заинтересованности учащихся в профориентационной деятельности, появился интерес к самопознанию, возникла потребность всерьез задуматься о выборе будущей профессии.
Использование рабочей тетради по профессиональному самоопределению на уроках технологии позволяет добиваться определённых результатов: 1. Имеется положительная динамика результатов мониторинга учебных достижений учащихся 8 классов по технологии на начало и конец учебного года: 2. Обучающиеся стабильно осваивают Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету:
Данные результаты свидетельствуют о стабильности уровня обученности. |
Публикации
по теме опыта |
Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов. Предметная область «Технология» (infourok.ru)
Быкова Е.Л. Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Е.Л.Быкова, С.В.Весновский, И.А.Чигарских. – Киров, 2021. – 93 с. УДК 159.99 ББК 74.200.536 Р 13 |
Экспертное заключение | Педагогом проделана большая творческая и содержательная работа. Что вносит в процесс обучения воспитательный и развивающий компонент. Данная методическая разработка способствует самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Профессиональное самоопределение» в рамках курса Технологии в 8 классе.
Практическая значимость методической разработки несомненна, так как приоритет отдается активным формам и видам деятельности учащихся. Кроме того, данная рабочая тетрадь может быть использована учителями, ведущими внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение. Педагогический опыт работы Быковой Е.Л. был представлен учителям технологии города Кирова в рамках августовского совещания «Итоги и перспективы работы методического объединения технологии в 2021-2022 учебном году». Вывод: данный педагогический опыт рекомендуется для занесения в областной банк педагогического опыта. |
Ф.И.О. эксперта | Кокарев Дмитрий Михайлович, преподаватель отдела цифровых образовательных технологий и информационной политики |
Рубрика | ОБУЧЕНИЕ — Технология |