ФИО

Быкова Елена Леонидовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель технологии

СТАЖ РАБОТЫ

9 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 58» города Кирова 610027, г. Киров, ул. Милицейская, д. 67 тел./факс: (8332) 54-98-38, http:// www.school58-kirov.ru, e-mail: school-k58@mail.ru

Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению предназначена учителям технологии для проведения теоретических и практических занятий, обучающимся для выполнения заданий по программе учебного предмета Технология за 8 класс, в том числе в самостоятельной форме, а также всем учителям, ведущим внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение.

Ф.И.О. Быкова Елена Леонидовна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 58»  города Кирова

610027, г. Киров, ул. Милицейская, д. 67

тел./факс: (8332) 54-98-38, http:// www.school58-kirov.ru,

e-mail: school-k58@mail.ru

Должность Учитель технологии
Стаж работы 9 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Разработка рабочей тетради по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов
Ключевые слова Рабочая тетрадь, профессиональное самоопределение, учебный предмет «Технология», методическая разработка, самостоятельная работа учащихся
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект         Необходимость создания рабочей тетради по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов была обусловлена несколькими проблемами:

•      вопросам профессионального самоопределения в современной школе не всегда уделено должного внимания;

•      единственный предмет, в программе которого есть профориентация – технология, однако, раздел учебника технологии, посвященный данной тематике, недостаточно информативен и не наполнен практическими заданиями;

•      не все выпускники 9-11 классов имеют точное представление о своих профессиональных интересах и склонностях, не владеют информацией о ситуации на современном рынке труда.

Актуальность        В настоящее время в связи с политической и экономической обстановкой в стране значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения является формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения и профессионального самоопределения

Актуальность использования рабочей тетради при обучении технологии заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью определения профессиональных склонностей и интересов, особенностей личности посредством различных диагностик, методик, опросников и практических заданий.

Для реализации данной задачи необходимо использовать дидактические средства, обеспечивающие эффективную организации предпрофильной подготовки старшеклассников.

Одним из современных дидактических средств может быть рабочая тетрадь учащегося по учебному предмету.

Новизна        Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблемам профориентационной деятельности в общеобразовательных организациях, в отборе и оптимальном сочетании информационного содержания с различного вида диагностик, методик, опросников и практических заданий для определения профессиональных склонностей и интересов, особенностей личности учащихся. Также особенностью данного методического пособия является наличие заданий для проверки/самопроверки освоенных знаний.
Описание инновационного опыта Карта информационная

Рабочая тетрадь является удобным инструментом для освоения теоретического материала и выполнения практических работ в рамках изучения раздела «Профессиональное самоопределения» курса технологии за 8 класс. Разработанная в соответствии с программой, данная методическая разработка дополнена такими важными темами как, например, «Перспективы в профессиональной деятельности». Подобные темы отмечены условными знаками и могут быть рассмотрены во внеурочной деятельности. Также условными знаками обозначены следующие структурные элементы методического пособия:

— краткие теоретические знания;

— задание выполняется в тетради (диагностики, методики, опросники на определение особенностей личности учащегося);

— задания для проверки усвоения материла (тесты, кроссворды, иллюстрации, схемы);

— методические рекомендации для учителей.

Формы, используемые при работе с методической разработкой:

— наблюдение за деятельностью и развитием обучающегося;

— изучение результатов учебной и внеучебной деятельности;

— анкетирование, тестирование и другие виды диагностики (изучение профессиональных планов обучающихся) и на их основе разработка и предоставление рекомендаций о выборе будущей профессии в соответствии с интересами и возможностями обучающихся, о возможных путях ее получения;

— беседы, диспуты, лекции профориентационной тематики;

— итоговая проектная работа по выбору предполагаемой будущей профессии, основанная на результатах диагностик, опросников по самоопределению и изучению личностных качеств учащихся.

Логика описания

Рассмотрим урок технологии в рамках изучения раздела «Профессиональное самоопределение» с помощью рабочей тетради на примере темы «Склонности и способности в профессиональной деятельности».

Цель урока: познакомить обучающихся с влиянием склонностей и способностей человека на профессиональное самоопределение, определить склонности учащихся к той или иной профессиональной сфере деятельности.

Урок проводится в форме беседы и последующего анкетирования учащихся.

Вводная часть: формирование понятийного аппарата учащихся, разъяснение различий между понятиями «склонность» и «способность» на примере увлечения футболом.

На данном этапе урока целесообразно задать проблемный вопрос учащимся: Какие профессиональные интересы преобладают у вас? Какими способностями вы обладаете в большей мере?

Основная часть: учащимся предлагается определить свои склонности в профессиональной деятельности с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова.

Дана инструкция по работе с опросником. Дан текст опросника ДДО. Ответы необходимо записать в бланк ответов ДДО. Затем следует интерпретация и обработка результатов опросника, дано подробное описание типов профессий.

Заключительная часть: объясняется домашнее задание. В классе обсуждается выполнение домашнего задания, при необходимости, учащиеся чертят таблицу «Карта мира профессий» в тетради и заполняют ее дома.

Проводится рефлексия. Учащимся предлагается обсудить и сравнить результаты диагностики, высказать эмоциональное состояние после проведенного урока.

Учителям даны рекомендации. Предложена вторая диагностика по выявлению профессиональных склонностей, которую можно провести во внеурочной деятельности. Она поможет удостовериться в правильности выводов, сделанных на уроке, либо, в случае противоположных результатов, задуматься об искренности и правдивости ответов на дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.

Продукт опыта / проекта Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов
Затруднения в реализации, риски        Затруднение состоит в том, что не каждый ученик готов распечатать рабочую тетрадь для самостоятельной работы. В таком случае, учитель может распечатать бланки ответов, диктовать вопросы опросников и интерпретировать результаты диагностик в устном виде. Таким образом, рабочая тетрадь становится удобным инструментом для работы учителя.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

        Рабочая тетрадь была апробирована в МБОУ «СОШ с УИОП №58» г. Кирова на четырех 8ых классах в 2020-2021 учебном году на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Результаты апробации показали высокий уровень вовлеченности и заинтересованности учащихся в профориентационной деятельности, появился интерес к самопознанию, возникла потребность всерьез задуматься о выборе будущей профессии.

Использование рабочей тетради по профессиональному самоопределению на уроках технологии позволяет добиваться определённых результатов:

1.      Имеется положительная динамика результатов мониторинга учебных достижений учащихся 8 классов по технологии на начало и конец учебного года:

2.      Обучающиеся стабильно осваивают Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету:

  1. Средняя отметка по предмету технология соответствует или выше областного показателя:

Данные результаты свидетельствуют о стабильности уровня обученности.

Публикации

по теме опыта

Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов. Предметная область «Технология» (infourok.ru)

Быкова Е.Л. Рабочая тетрадь по профессиональному самоопределению учащихся 8 классов: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Е.Л.Быкова, С.В.Весновский, И.А.Чигарских. – Киров, 2021. – 93 с.

УДК 159.99

ББК 74.200.536

Р 13

Экспертное заключение Педагогом проделана большая творческая и содержательная работа. Что вносит в процесс обучения воспитательный и развивающий компонент. Данная методическая разработка способствует самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Профессиональное самоопределение» в рамках курса Технологии в 8 классе.

Практическая значимость методической разработки несомненна, так как приоритет отдается активным формам и видам деятельности учащихся. Кроме того, данная рабочая тетрадь может быть использована учителями, ведущими внеурочную деятельность, направленную на профориентацию и профессиональное самоопределение.

Педагогический опыт работы Быковой Е.Л. был представлен учителям технологии города Кирова в рамках августовского совещания «Итоги и перспективы работы методического объединения технологии в 2021-2022 учебном году».

Вывод: данный педагогический опыт рекомендуется для занесения в областной банк педагогического опыта.

Ф.И.О. эксперта Кокарев Дмитрий Михайлович, преподаватель отдела цифровых образовательных технологий и информационной политики
Рубрика ОБУЧЕНИЕ — Технология
Описание педагогического опыта Быковой Е.Л.
Скачать файл
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл