ФИО

Зорина Елена Николаевна, Чезганова Татьяна Аркадьевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учителя-дефектологи

СТАЖ РАБОТЫ

Зорина Елена Николаевна - 26 лет, Чезганова Татьяна Аркадьевна - 28 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области (МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка) 613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail:kchds3@mail.ru

Проект направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития у дошкольников с ОВЗ конструктивных навыков, посредством технологии ТИКО-моделирования.

Основная идея проекта — включение технологии ТИКО – моделирования в образовательный процесс для расширения рамок коррекционно-образовательного процесса обучения.

Проект реализуется в течение трех лет: с 2020 – 2021 по 2022 – 2023 учебный год. Участники проекта – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители). Технология ТИКО-моделирования имеет познавательное направление, и содержит описание системы работы с использованием образовательного конструктора ТИКО для детей 3-7 лет, как в плане конструирования, так и с точки зрения общего познавательного развития дошкольников. Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО, обеспечивая степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе развития.

Ф.И.О. Зорина Елена Николаевна, Чезганова Татьяна Аркадьевна
Организация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Кирово-Чепецка, Кировской области

(МБДОУ детский сад № 3 г. Кирово-Чепецка)

613047 Кировская область, город Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д.2, корп.3, тел.+7(83361) 6-31-01, e-mail:kchds3@mail.ru

Должность Учителя-дефектологи
Стаж работы Зорина Елена Николаевна — 26 лет,

Чезганова Татьяна Аркадьевна — 28 лет

Тема инновационного педагогического опыта / проекта Практико-ориентированный проект «Развитие конструктивных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами технологии ТИКО- моделирования»
Ключевые слова Дети с ОВЗ, проект, технология ТИКО-моделирования, конструктивные навыки.
Аннотация (не более 500 знаков) Проект направлен на создание в образовательном учреждении условий для развития у дошкольников с ОВЗ конструктивных навыков, посредством технологии ТИКО-моделирования.

Основная идея проекта — включение технологии ТИКО – моделирования в образовательный процесс для расширения рамок коррекционно-образовательного процесса обучения.

Проект реализуется в течение трех лет: с 2020 – 2021 по 2022 – 2023 учебный год. Участники проекта – педагоги, воспитанники и их родители (законные представители).

Технология ТИКО-моделирования имеет познавательное направление, и содержит описание системы работы с использованием образовательного конструктора ТИКО для детей 3-7 лет, как в плане конструирования, так и с точки зрения общего познавательного развития дошкольников. Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО, обеспечивая степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе развития.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Необходимость поиска инновационных вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей с ОВЗ.
Актуальность    На современном этапе актуальным для педагогов дошкольных образовательных организаций становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Конструирование способствует всестороннему развитию ребенка и позволяет организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонематического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие – развитие трудолюбия, умения взаимодействовать со сверстниками.

На сегодняшний день существует много новых конструктивных технологий: LEGO-технология, техническое конструирование, каркасное конструирование, художественное конструирование, гибкое конструирование и другие. Мы остановили свой выбор на технологии ТИКО-моделирования т.к.  считаем ее наиболее доступной и эффективной в обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Новизна Новизна проекта заключается в адаптации конструктора нового поколения ТИКО в образовательном пространстве ДОУ.

Внедряемая технология ТИКО-моделирования позволит:

— расширить реализуемую АООП дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями, в аспекте познавательного развития и конструктивно-модельной деятельности, за счет использования в работе в образовательном процессе новых форм, методов и приемов педагогической работы на основе образовательного конструктора ТИКО;

— обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию конструктивных навыков воспитанников.

Описание инновационного опыта    «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) — это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов. Автор технологии ТИКО- моделирования Логинова Ирина Викторовна, г. Великий Новгород

Выбор ТИКО — технологии основан на следующих преимуществах:

-соответствие ФГОС ДО;

-реализация образовательных потребностей категории детей с ОВЗ;

-игровой формат занятий, учет возрастных особенностей;

-практико-ориентированная деятельность, развитие жизненных и социальных компетенций.

Технология ТИКО-моделирования предполагает работу с наборами конструкторов различной комплектации для определенных возрастных групп с учетом особенностей развития ребенка – дошкольника с ОВЗ, «Технологическими картами» для создания плоскостных и объемных конструкций, тетрадями по ТИКО-моделированию.

Система работы по включению новой конструктивной технологии осуществляется в рамках реализации практико -ориентированного проекта «Развитие конструктивных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами технологии ТИКО- моделирования».

Цель проекта расширение возможности коррекционно-развивающего процесса обучения конструированию детей с ОВЗ путем введения новых образовательных технологий

Задачи проекта

— разработать программно-методическое обеспечение образовательной деятельности с включением технологии ТИКО-моделирования;

— организовать целенаправленную работу по применению конструктора ТИКО в образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп;

— обеспечить профессиональную готовность педагогических кадров к внедрению технологии ТИКО-моделирования с применением конструкторов нового поколения ТИКО в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ;

— создать комплекс условий для внедрения технологии ТИКО-моделирования, в образовательный процесс: кадровые, методические, психолого-педагогические, финансовые, материально-технические;

— пополнить развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую использование технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе с целью развития познавательных способностей воспитанников;

— повысить интерес родителей к ТИКО-моделированию через организацию активных форм работы.

Участники проекта: дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 5-7 лет, педагоги, родители

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на три учебных года. Все виды работ разделены на три этапа.

I. Этап организационно-методический (2020-2021 учебный год) включает: изучение опыта работы по теме, разработку программно-методического обеспечения образовательной деятельности, реорганизацию развивающей предметно-пространственной среды, создание Конструктивных центров активности в группах, повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по использованию технологии ТИКО-моделирования, разработку диагностического инструментария для оценки эффективности конструктивной деятельности на основе технологии ТИКО-моделирования.

II. Этап практической реализации (2021-2023 учебные года) включает: организацию образовательного процесса с использованием технологии ТИКО-моделирования, работу по обмену опытом и методическому обеспечению проекта, проведение мероприятий с воспитанниками и родителями.

Представлен в виде четырех образовательных модулей:

1 Модуль — «Подготовительный»

Возраст: дети 4-5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Малыш», конструктор ТИКО «Фантазер»

Дети знакомятся с основными плоскостными геометрическими фигурами конструктивных наборов, учатся выделять цвет, форму, размер фигур, выполняют подготовительные дидактические упражнения и интерактивные игры программе Smart Notebook10.

2 Модуль – «Плоскостное моделирование»

Возраст: дети 4-6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Малыш», конструктор ТИКО «Фантазер», конструктор ТИКО «Шары».

Дети знакомятся с плоскостными геометрическими фигурами, учатся выделять цвет, форму, размер фигур, знакомятся с приемами соединения плоскостных геометрических фигур, учатся создавать плоскостные изображения предметов под руководством педагога и самостоятельно, учатся обыгрывать продукты конструктивной деятельности.

3 Модуль- «Объемное моделирование»

Возраст: дети 5-7 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Малыш», конструктор ТИКО «Фантазер»

конструктор ТИКО «Шары», конструктор ТИКО «Класс», конструктор ТИКО «Школьник».

Дети познакомятся   с   основными   объемными геометрическими   фигурами, их   параметрами, учатся конструировать объемные геометрические фигуры (куб, призму, пирамиду), учатся определять цвет, форму, размер, пространственное расположение деталей объемных конструкций, учатся создавать объемные постройки, определять их функциональное назначение, использовать в игре.

4 МОДУЛЬ — «Сюжетное моделирование»

Возраст: дети 5-7 лет.

Оборудование: добавляется конструктор ТИКО «Геометрия», конструктор ТИКО «Архимед», конструктор ТИКО «Хрустальный.

Детей учат дифференцировать плоскостные и объемные геометрические   фигуры,  определять цвет, форму, размер, пространственное расположение деталей, конструировать по образцу, графической схеме, выкладывать разноцветные орнаменты, собирать развертки объемных тел, а также сами тела, переходя из плоскости в пространство, объединять плоскостные и объемные постройки в единую сюжетную композицию, использовать продукты конструирования в других видах деятельности.

III. Этап заключительный (2022-2023 учебный год) включает: мониторинг итоговых результатов по формированию навыков конструктивно-модельной деятельности, информационно-аналитическую деятельность, обобщение и распространение опыта по внедрению в образовательный процесс технологии ТИКО-моделирования, вовлечение родителей в образовательный процесс через организацию совместных мероприятий (конкурсы, семейные гостиные, мастер-классы, фестивали творческих проектов, выставки) в рамках данного проекта.

Практическая значимость проекта

Внедрение технологии ТИКО-моделирования будет способствовать:

для педагогов:

— организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— внесению разнообразия в непосредственную образовательную деятельность;

— формированию профессионально-личностной компетенции.

для детей:

— успешному овладению основными приемами конструктивной деятельности;

— ориентировке на плоскости и в пространстве;

— умению общаться;

— умению работать в группе, коллективе;

— увлекательному творческому процессу;

— наглядной демонстрации результата творческой деятельности;

— повышению самооценки.

Данный опыт по использованию технологии ТИКО-моделирования в аспекте конструктивно-модельной деятельности воспитанников может воспроизводиться в дошкольных образовательных организациях города и округа.

Продукт опыта / проекта За три года реализации инновационного проекта будут получены следующие результаты (инновационные продукты):

— расширена АООП дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями МБДОУ детский сад № 3, в аспекте конструктивной деятельности, за счет использования в работе в образовательном процессе новых форм, методов и приемов педагогической работы на основе образовательного конструктора ТИКО;

— разработана модель реализации технологии ТИКО-моделирования в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ;

— разработано перспективное планирование образовательной деятельности по ТИКО-конструированию для всех возрастных групп;

— составлены методические пособия по ТИКО-моделированию (технологические карты для создания объемных и плоскостных конструкций из ТИКО-конструктора);

— написаны сценарии совместной деятельности с воспитанниками с использованием конструктора ТИКО, мероприятий с родителями и воспитанниками;

— создан банк цифровых образовательных ресурсов по технологии ТИКО-моделирования;

— разработана система мониторинга образовательных результатов по формированию конструктивных умений у дошкольников с ОВЗ.

Затруднения в реализации, риски При реализации данного проекта, как и любой экспериментальной деятельности, можно предвидеть некоторые риски, на которые следует обратить внимание:

— неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с детьми;

— недостаточная возможность проявлять личностные достижения в области конструирования не позволит удовлетворить запросы воспитанников;

— несоответствие содержания образовательной программы потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью;

— отсутствие партнёрских отношений с родителями может привести к незаинтересованности родителей в совместном творческом проекте.

Методы устранения рисков:

— повышение квалификации педагогов за счет курсов повышения квалификации, проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов;

— поиск потенциальных партнеров проекта, налаживание сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении и совместные творческие проекты;

— корректировка образовательной программы в соответствии с возможностями и интересами дошкольников с ОВЗ;

— активизация деятельности родителей по проблеме через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.)

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника:

Зорина Е.Н., Чезганова Т.А. Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса через внедрение в практику работы ДОУ технологии ТИКО-моделирования (текст) /Е.Н. Зорина, Т.А. Чезганова // П86 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: задачи, направление и перспективы (Текст): Областная научно-практическая конференция (Киров, 29 сентября 2022г.): Сборник материалов/ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»- Киров, 2022.-С.85-89.

Экспертное заключение
Ф.И.О. эксперта
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование

Описание опыта Развитие конструктивных навыков детей с ОВЗ(текст проекта)
Скачать файл
Приложение 1 к опыту Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса
Скачать файл
Рецензия на методическую разработку
Скачать файл
Экспертное заключение Зорина Е.Н. Чезганова Т.А.
Скачать файл