ФИО

Изотова Людмила Валентиновна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель истории и обществознания

СТАЖ РАБОТЫ

30 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 29-82-32, e-mail: izotovamila2712@gmail.com

Опыт посвящен вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Приводятся образцы инновационной деятельности, основанные на осмыслении собственного педагогического опыта, позволяющие добиваться более высоких результатов обучения и успешной социализации школьников

Ф.И.О. Изотова Людмила Валентиновна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г. Кирова, Кольцова, 9, телефон: 29-82-32, e-mail: izotovamila2712@gmail.com
Должность Учитель истории и обществознания
Стаж работы 30 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством уроков истории
Ключевые слова Духовно-нравственное воспитание, эмоциональная сфера, инновационный подход, базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, социализация
Аннотация Опыт посвящен вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы на уроках истории в условиях реализации ФГОС. Приводятся образцы инновационной деятельности, основанные на осмыслении собственного педагогического опыта, позволяющие добиваться более высоких результатов обучения и успешной социализации школьников
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что важнейшими задачами школьного образования являются формирование у детей гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе.

Проблема социализации личности школьников, а также снижение интереса к истории, как к учебному предмету, низкая учебная мотивация

— явились причиной для рассмотрения различных приемов и методов работы по формированию и развитию   эмоциональной сферы школьников на уроках истории.

Актуальность Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи, а также проявление признаков социально-эмоционального неблагополучия. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации. Именно поэтому так остро встает вопрос о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Учебный предмет «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников, формированию и развитию их эмоциональной сферы.

Главная цель моей педагогической деятельности — воспитание высоконравственной личности путем формирования у нее основных ценностей, духовных ориентиров и убеждений, формирование сознательного гражданина и воспитание патриота, человека, способного к успешной социализации.  Полагаю, что использование различных  приемов и методов работы  на уроках истории по формированию и развитию эмоциональной сферы школьников:

— вносят оживление в деятельность обучающихся на учебных занятиях;

— позволяют вовлекать в учебный процесс всех обучающихся;

— способствуют активизации познавательной деятельности школьников;

— создают прямые и обратные связи между субъектами образовательного процесса;

— способствуют оптимизации и интенсификации образовательного процесса;

—  вызывают у учеников интерес к предмету изучения;

— пробуждают их эмоциональную сферу, способность к сопереживанию, формируют нравственную культуру, учат делать осознанный гражданский выбор.

Новизна Создание системы приемов и методов формирования и развития эмоциональной сферы школьников, превращение процесса духовно- нравственного образования в «образование для сердца».  Осуществление его  во взаимосвязи с жизнью школьников во всей ее полноте и противоречивости, семьей, обществом, культурой, человечеством в целом. Формирование духовной жизни через сердце, как центр эмоциональной сферы.

Благодаря различным приемам и методам работы  на уроках истории,  обучающиеся постоянно оказываются в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию, мысленно «переносятся» назад и предлагают свое развитие событий, и, конечно,  как можно полнее объясняют свою точку зрения, решают вечный вопрос бытия о смысле жизни, приобретают реальную возможность примерять на себе исторические роли, сопереживают героям разных культурно-исторических эпох, отождествляют их судьбу со своей  судьбой, свои идеалы и ценности с общечеловеческими.

Все это уничтожает условности и направлено прямо в «душу и сердце» ребенка, создает особую атмосферу эпохи, приобщает к глубинным смыслам происходящего.

Описание инновационного опыта Учебный предмет «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников, для формирования и развития их эмоциональной сферы.

Чтобы пробудить у обучающихся лучшие духовные начала, предполагается как можно чаще на уроках обращаться к краеведческому материалу и на нем дать возможность ощутить причастность своих земляков к развитию страны, узнать об их вкладе в процветание Отечества, а также, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках.

В работе на уроках с текстами исторических документов создается ценностно-проблемная ситуация: предлагается ребятам мысленно «перенестись» назад и предложить свое развитие событий, примерив на себя ту или иную историческую роль, дать им оценку.  У ребенка активизируется познавательная деятельность, устанавливается невидимый контакт с сознанием людей прошлых эпох, приходит осознание того, что оценивать действия кого-либо спустя сотни лет куда проще, нежели принять решение в то время, заставляет отказаться от однозначных и прямолинейных суждений.

Обращение на разных этапах урока к высказываниям выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных, народной педагогике (пословицам и поговоркам) создает положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке.

Организация на уроке творческой деятельности по созданию психологического образа, погружение в ситуацию эмоционального переживания через привлечение музыкального произведения, детализацию образов, использование световых и цветовых символов все это открывает удивительные возможности детского сознания, его движение к чистым нравственным началам.

Приложение: статья «Формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством уроков истории».

Продукт опыта / проекта Педагогическая статья, где представлены различные приемы и методы работы на уроках истории, способствующие духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников, формированию их эмоциональной сферы:

•         подготовка и презентация проектов о героях Великой Отечественной войны с привлечением краеведческого  материала (Г.Булатов, И.С.Конев…) — демонстрируют, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках;

•          «путешествие в прошлое» (позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события – эпоху Ивана IV, Петра I, поставив себя на место исторических героев);

•          создание психологического портрета («Не желаю оставаться безвольным зрителем…») — способствует формированию уважения и гордости за лучших сынов Отечества – П.А.Столыпина;

•          урок-размышление о России, русском обществе начала XX века «А иначе, зачем на земле этой вечной живу?» (побуждает искать ответ на извечный вопрос, обозначенный в теме);

•          урок настроения «Судьба декабристов – наша судьба» (в теме «Эпоха Александра I. Декабристы» — вызывает максимальную остроту переживаний за героев Отечества, побуждает соизмерять их судьбу со своей).

Затруднения в реализации, риски Поиск и подбор материалов по теме (проблеме), дефицит времени на уроке, эмоциональный настрой класса (готовность приобщиться к глубинным смыслам происходящего).
Результат использования опыта/проекта в практике работы Эффективность уроков истории в плане духовно-нравственного воспитания возрастает, если они проводятся с применением различных приемов и методов формирования и развития эмоциональной сферы школьников (эмоционально окрашенные события лучше запоминаются и оказывают более сильное воздействие на формирование личности), что находит подтверждение многолетним опытом работы.

Часто думают, что ребенок не способен услышать, понять, почувствовать глубинные смыслы бытия. И тем приятнее было мне разубеждаться в этом: видеть, как зажигаются на уроках искорки детского внимания, интереса, сопереживания героям разных культурно-исторических эпох. Отношения ребят в классах стали более доверительными.

Многие из них стали участниками движения «Юнармеец», волонтерского движения. К ним постепенно приходит понимание, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный гражданский выбор. И это может стать началом пути духовно-нравственного совершенствования их личности, успешной социализации

Публикации

по теме опыта

Интернет-публикация работы «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников посредством нестандартных уроков истории» на Всероссийском образовательном портале «Продленка» www.prodlenka.оrq в рамках международного педагогического конкурса методических разработок «Нетрадиционные формы уроков в современной школе»). Дата публикации 26 июня 2022г. (Свидетельство о публикации № 678907-500625). https://www.prodlenka.org/profile/678907
Экспертное заключение Опыт педагога по формированию и развитию эмоциональной сферы ребенка может быть использован учителями истории, обществознания для достижения личностных результатов обучения, что соответствует требованиям ФГОС
Ф.И.О. эксперта Ерёмина Т.Ю., старший методист кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», socium@kirovipk.ru
Рубрика ОБУЧЕНИЕ

Основное и среднее образование

Общественно-научные предметы

Описание инновационного опыта
Скачать файл
Приложение к информ. карте. Текст статьи.
Скачать файл
Экспертное заключение
Скачать файл