ФИО

Перминова Лариса Викторовна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии

СТАЖ РАБОТЫ

27 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное образовательное учреждение «Лингвистическая гимназия» города Кирова

Индивидуальный подход при изучении нового материала. Предлагается конспект урока изучения нового материала по теме «Страны Южной Америки. Бразилия» (7 класс), содержание которого отражает конкретные приемы организации индивидуального подхода по изучению материала в процессе выполнения индивидуальных заданий для самостоятельной работы обучающихся с использованием технологии КСО, дифференцированного подхода.

Ф.И.О. Перминова Лариса Викторовна
Организация Муниципальное образовательное учреждение «Лингвистическая гимназия» города Кирова
Должность Учитель географии
Стаж работы 27 лет
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Реализация индивидуального подхода в географическом образовании на примере урока «Страны Южной Америки. Бразилия»
Ключевые слова Индивидуальный подход, дифференцированный подход. технология коллективного самостоятельного обучения (КСО)
Аннотация (не более 500 знаков) Индивидуальный подход при изучении нового материала. Предлагается конспект урока изучения нового материала по теме «Страны Южной Америки. Бразилия» (7 класс), содержание которого отражает конкретные приемы организации индивидуального подхода по изучению материала в процессе выполнения индивидуальных заданий для самостоятельной работы обучающихся с использованием технологии КСО, дифференцированного подхода.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Понятие «индивидуальный подход» в педагогической литературе ученые определяют, как организацию учебной деятельности школьников с учетом образовательных возможностей каждого ученика. В публикациях последних лет индивидуальный подход в обучении раскрывается как принцип построения индивидуального образовательного маршрута ученика. Проблема реализации индивидуального подхода в обучении исследуется уже в течении многих десятилетий учеными – педагогами и учителями — практиками как в зарубежной школе, так и в российском образовании. В конце девятнадцатого века Джон Дьюи предложил педагогическому сообществу свою оригинальную методику обучения, направленную формирование личности, которая умеет адаптироваться к различным жизненным ситуациям Существенную роль в развитии педагогических идей индивидуализации в обучении Овидий Декроли. Он обосновал необходимость учитывать в педагогическом процессе интересы и потребности ребенка. Разработал методики диагностики и коррекции в обучении, предложил использовать индивидуальные учебные карточки, составленные с учетом реальных возможностей ребенка. Инге Эриховна Унт разработала методику индивидуализированной внутриклассной учебной деятельности.  И.Э. Унт определила индивидуальный подход как процесс, в котором учитываются особенности ученика, влияющие на учебную деятельность, и от которых зависят результаты образования школьников. Таким образом, проблеме индивидуального подхода в обучении ученые и педагоги уделяли особое внимание на протяжении многих лет. Анализируя результаты диагностики по определению уровня готовности школьников к самостоятельной работе в процессе изучения нового материала, можно сделать вывод, что, не все учащиеся владеют системой умений по самообучению, и, следовательно, нуждается в индивидуализации их деятельности на уроке. Цель индивидуализации — помочь школьникам овладеть комплексом умений по самообучению в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы индивидуального и группового характера разного уровня сложности. Инге Унт убедительно доказала, что в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащихся в школе и дома. Индивидуальный подход может быть реализован через применение разнообразных технологий и приёмов — КСО, уровневая дифференциация, Коуч-технологии, игровой технологии, проектная деятельность, класстер, синквейн, приятная записка, мозговой штурм, логическая цепочка, индивидуальный маршрут, портфолио и др. Таким образом, основой появления и развития моего опыта являются участие под руководством Г. А. Русских во временном творческом коллективе с целью моделирования уроков географии с использованием приёмов индивидуального подхода.
Актуальность Современный стандарт образования нацеливает учителей на использование разнообразных организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.  Реализация этих требований стандарта возможна при системном использовании в процессе обучения приемов индивидуализации познавательной деятельности обучающихся.

Разработанный урок по теме: ««Страны Южной Америки. Бразилия»» (далее опыт) изучается в рамках школьной программы географии 7 класса; включает в себя систему индивидуальных заданий (разного уровня сложности) для самостоятельной работы учащихся на каждом этапе урока. Предлагается индивидуальная программа домашней работы. Индивидуальный подход на предлагаемом уроке реализован через применение технологии КСО с использованием приёмов уровневой дифференциации, что позволяет каждому ребёнку овладеть комплексом умений, почувствовать себя успешным.

Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Уровневая дифференциация — это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию. Обе технологии оптимально сочетаются и позволяют найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Новизна В конспекте урока показана возможность изучения нового материала самостоятельно, используя систему заданий разного уровня. В результате каждый ученик, решая познавательную задачу, конструирует свою версию ответа и таким образом, становится носителем оригинальной информации и организатором фронтальной дискуссии, т.е. помощником учителя. При самостоятельной работе предлагается использовать как традиционные источники информации (учебник, атлас), так и современные информационные технологии (даны ссылки на интернет ресурсы), что позволяет сделать урок насыщенным, интересным. Индивидуальная программа домашней работы и последующее заполнение таблицы, где учащиеся оценивают результаты своей деятельности, позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, а значит более продуктивным.
Описание инновационного опыта Опыт представлен в виде модели урока по теме: «Страны Южной Америки. Бразилия» с приложениями.

Структура модели традиционна: 1. дидактическое обоснование, где отражены планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты обучения; тип урока; применяемые методы, формы и средства обучения; 2. поэтапный ход урока с указанием деятельности учителя и ученика.

Приложения: Система заданий группового самостоятельного обучения( с указанием источников информации для работы)  алгоритм написания синквейна, индивидуальная программа домашней работы, аналитическая таблица «Качественная оценка результатов деятельности», типовые планы

Продукт опыта / проекта Модель урока по теме: «Страны Южной Америки. Бразилия» с приложениями.
Результат использования опыта/проекта в практике работы При проведении педагогической диагностики определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе было выявлено, что 53% обучающихся находится на репродуктивном уровне развития, а владеют системой умений по самообучению только 5 % обучающихся, т.е нуждаются в индивидуализации на уроке. В результате  системного применения приемов индивидуализации познавательной деятельности результаты диагностики улучшились. Творческий уровень обученности учащихся с 5% поднялся до 38%. Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуализация познавательной деятельности в обучении способствует созданию условий для развития опыта творческой деятельности школьников, развивает коммуникативные и регулятивные способности учащихся, формирует устойчивый познавательно-исследовательский интерес. Урок становится площадкой для самообучения, самовоспитания и саморазвития ученика.
Затруднения в реализации, риски Затруднения в реализации опыта могут возникнуть в результате отсутствия у учащихся возможности «выхода в интернет», а также из-за низкого темпа работы на уроке школьников.
Публикации

по теме опыта

Статья из сборника

Перминова Л.В., Урок изучение нового материала по теме: «Страны Внеандийского Востока. Бразилия» (7 класс)./ «Методические рекомендации по реализации индивидуального подхода в условиях современного образования» / авт. сост. Г.А. Русских, О. Л. Чернышева. – Киров 2021.

 

Экспертное заключение Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, доцент кафедры предметных областей, к.п.н., доктор философии МОАН
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Естественно-научные предметы.

 

Урок Южная Америка. Бразилия
Скачать файл