ФИО

Микеева Наталья Владимировна, Тупицына Екатерина Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель физики / учитель химии и биологии

СТАЖ РАБОТЫ

13 лет / 25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа № 27 города Кирова) Адрес: 610045, г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, 6 E-mail: kirovschool27@yandex.ru, sch27@kirovedu.ru Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Кирова (МОАУ СОШ №8 г.Кирова), г.Солнечная,д.21 sch8@kirovedu.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает речь как один из компонентов личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Идея в том, что достигнуть планируемых в ФГОС ООО образовательных результатов у обучающихся на уроках естественнонаучных предметах можно путем решения задачам в формате PISA и ситуационных задач. Задачи в формате PISA и ситуационные задачи позволяют интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных предметов, способствуют формированию универсальных учебных действий, расширяют образовательное пространство учащихся, стимулируют и активизируют учебный процесс. Объемное описание реальной ситуации в задачах и вопросы к ним, в которых не содержится намека на конкретный учебный предмет, из материала которого надо выбрать метод решения поставленных проблем. В большинстве заданий информация в описании предложенной ситуации приводится в различной форме (словесной, в виде рисунка, диаграммы, схемы, графика реальной зависимости). Как правило, полученное решение затем надо интерпретировать и оценить с учетом условий, приведенных в описании реальной ситуации. Эти задачи ориентированы на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Ф.И.О. Микеева Наталья Владимировна, Тупицына Екатерина Владимировна
Учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» города Кирова (МБОУ средняя школа № 27 города Кирова)

Адрес: 610045, г.Киров, ул.Космонавта Владислава Волкова, 6

E-mail: kirovschool27@yandex.ru,  sch27@kirovedu.ru

Муниципальное общеобразовательное

автономное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №8» г. Кирова (МОАУ СОШ №8 г.Кирова), г.Солнечная,д.21

sch8@kirovedu.ru

Должность Микеева Наталья Владимировна, учитель физики

Тупицына Екатерина Владимировна, учитель химии и биологии

Стаж работы Микеева Наталья Владимировна-13 лет

 Тупицына Екатерина Владимировна-25 лет

1.Тема инновационного педагогического опыта  

Развитие функциональной грамотности школьников в процессе обучения естественнонаучным предметам

2. Источник изменений Современная школа обеспечивает учащихся необходимым багажом, но не всегда формирует умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Педагоги школы дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

В настоящее время возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Для более продуктивного формирования УУД и достижения образовательных результатов по физике можно путем включения задачам в формате PISA и ситуационных задач в содержание дисциплины.

Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые привлекал в своих практических действиях, применил к решению каких-то конкретных задач. В ФГОС нового поколения прописаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, одним из которых являются метапредметные результаты. Это результаты, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Требования к современному образованию заставляют всех участников учебного процесса развивать метапредметные навыки, осваивать новые технологии, применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

3. Идея изменений Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает речь как один из компонентов личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Идея в том, что достигнуть планируемых в ФГОС ООО образовательных результатов у обучающихся на уроках естественнонаучных предметах можно путем решения задачам в формате PISA и ситуационных задач. Задачи в формате PISA и ситуационные задачи позволяют интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных предметов, способствуют формированию универсальных учебных действий, расширяют образовательное пространство учащихся, стимулируют и активизируют учебный процесс. Объемное описание реальной ситуации в задачах и вопросы к ним, в которых не содержится намека на конкретный учебный предмет, из материала которого надо выбрать метод решения поставленных проблем. В большинстве заданий информация в описании предложенной ситуации приводится в различной форме (словесной, в виде рисунка, диаграммы, схемы, графика реальной зависимости). Как правило, полученное решение затем надо интерпретировать и оценить с учетом условий, приведенных в описании реальной ситуации. Эти задачи ориентированы на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

4. Концепция изменений:
Актуальность Использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках позволит обучающимся не только ориентироваться в потоке информации, но и применять полученные знания на практике, опираясь на свой жизненный опыт.

Для более продуктивного формирования универсальных учебных действий (УУД), метапредметности образования, выход из четких предметных рамок, взаимосвязь всех учебных дисциплин для усиления деятельностного компонента содержания образования и достижения образовательных результатов по естественнонаучным предметам необходимо включать задачи в формате PISA и ситуационные задачи на уроках

Новизна Новизна заключается в обогащении методической системы учителя комплексом задач в формате PISA и ситуационных заданий. Подобных задач нет в российских учебниках, их нужно самим составлять.
Ожидания Если мы будем в ходе обучения в системе использовать ситуационные задания и задачи типа PISA, то мы оптимизируем процесс обучения, научим обучающегося думать, быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и оперативно отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, активно, творчески пользоваться своими знаниями и умениями для решения жизненных проблем.
Затруднения в реализации, риски Трудоемкость в осмыслении и анализе накопленного опыта, временные затраты при разработке заданий, проведении диагностики и анализе результатов

Необходимо много времени для подготовки дидактических материалов. Требует постоянного поиска информации для задач в разных источниках: художественных произведениях, энциклопедиях, сети Интернет.

5. Условия реализации изменений Основным условием реализации опыта является учет возрастных особенностей обучающихся 7-9 классов для снижения утомляемости детей, повышения их работоспособности и интереса к предмету, привлечение разнообразных форм работы с учебным материалом.

Всем учебным предметам, присущи некоторые универсалии, связанные со стратегией познания. На уроках математики, химии, географии, истории, иностранного языка ученики пользуются примерно одним и тем же набором интеллектуальных операций: они распознают и сравнивают факты и явления, отбирают и ранжируют данные согласно определенным критериям, классифицируют, формулируют обобщения.

Именно с такой позиции и рассматриваются ситуационные задачи, так как это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка.

Как показывает анализ аппарата организации усвоения современных школьных учебников, большинство заданий, предлагаемых ученику, рассчитаны на ознакомление, понимание и применение в учебной ситуации. Этапы анализа, синтеза и оценки практически отсутствуют в предлагаемых задачах и упражнениях, что и ведет к оторванности знания от жизни, к предметной разобщенности знания.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный (иногда даже прагматичный) характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Итак, ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении ситуационной задачи учитель и обучающийся преследуют разные цели: для учащихся – найти решение, соответствующее данной ситуации; для учителя – освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Задачи типа PISA, на первый взгляд могут показаться гораздо более простыми, чем задания ЕГЭ, с которыми школьники с успехом справляются. На самом деле сложность заданий типа PISA для наших школьников в том, что в них обозначена проблема, но нет указания на то, какие научные знания нужно использовать для ее решения. Бытовые явления школьники не могут идентифицировать с изученными научными понятиями, законами и теоретическими выводами. Им гораздо легче решить сложную задачу по готовой формуле, чем объяснить простое явление, в котором нужно «увидеть» управляющую этим явлением (изученную!) закономерность.

Специфика задач PISA заключается во многом в том, что условия и вопросы заданы, как самостоятельные, и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача ученика. Перевод жизненной ситуации в предметную составляет трудность в решении таких задач учащимися, однако в этом заключается особая методическая ценность задач формата PISA.

Для решения вопроса задачи необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации.Каждая задача – ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.

Огромное желание педагога работать.

6. Результат изменений (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Ситуационные задачи в образовательном процессе позволяют развивать мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе и приобретения соответствующих компетенций; вырабатывать партнерские отношения между обучающимися и педагогами, формированию УУД.

Задания в формате PISA можно использовать как диагностические, так и обучающие. Процесс решения данного типа заданий, способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теории, законов, конкретизации и углубление ранее приобретенных знаний.

 

7. Публикации

(Только по теме опыта)

Можно указать материалы, представленные в интернете (указать адрес)

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-himii-6279181.html

8. Описание инновационного опыта учителя

 

Функциональная грамотность включает в себя 4 вида грамотности: читательская, математическая, финансовая, естественнонаучная, а также креативное мыщление и глобальные компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование компетенций, определяющих естественнонаучную грамотность, согласуется с требованиями ФГОС ООО к предметным и метапредметным результатам образования. Работа над развитием УУД будет способствовать повышению у обучающихся компетенций необходимых для решения естественнонаучных проблем.

Функциональная грамотность – это образовательный результат, базирующийся на сформированных личностных, метапредметных и предметных результатах, закрепленный нормативным документом (обновленные ФГОС ООО).

Уровень развития функциональной грамотности является основанием для оценки образованности в международных исследованиях.

Функциональная грамотность – основа успешной социализации выпускника.

 

Экспертное заключение Представленные материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО
Ф.И.О. эксперта А.А. Пивоваров, ст. методист центра управления и инноваций, к.п.н., отличник народного просвещения
Составляющие образования
Ключевые слова Функциональная грамотность, читательская грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность, математическая грамотность, РISA
Развитие функциональной грамотности школьников в процессе
Скачать файл