ФИО

Чубарук Лариса Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель географии и биологии

СТАЖ РАБОТЫ

22 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя школа» города Кирова; 610002 г. Киров ул. Ленина д. 105; (8332)37-53-12; sch7v@kirovedu.ru

Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она развивает познавательную активность учащихся, является практикоориентированной. При реализации проекта учащиеся самостоятельно получают знания, учатся ими пользоваться (путем создания модели системы кровообращения человека), при этом развиваются коммуникативные способности и умение работать в команде.

Тема «Строение и работа сердца. Круги кровообращения» является личностно-значимой для учащихся и необходимой для понимания механизмов функционирования собственного организма и ведения образа жизни, способствующего  сохранению  здоровья.

 В последние десятилетия  в России наблюдается рост сердечно — сосудистых заболеваний, в том числе  у детей и подростков,  в связи с неправильным образом жизни, распространением вредных привычек.

Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю формированию и популяризации здорового образа жизни  через проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий, внеурочную деятельность, в том числе путем организации проектной деятельности с учащимися вечерней школы.

Ф.И.О. Чубарук Лариса Владимировна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя школа» города Кирова; 610002 г. Киров ул. Ленина д. 105; (8332)37-53-12; sch7v@kirovedu.ru
Должность Учитель географии и биологии
Стаж работы 22 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии (на примере темы урока «Строение и работа сердца. Круги кровообращения»).
Ключевые слова Система кровообращения, проблемное обучение, проектная деятельность, групповая работа, здоровьесбережение.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В свете реализации ФГОС нового поколения перед образованием ставится цель – воспитание и развитие нравственного, ответственного, инициативного, творческого, компетентного ученика, как гражданина России. Что реализуются в моей педагогической деятельности путем применения новых приемов, методов и технологий, в том числе через организацию проектной деятельности учащихся, которая способствует формированию умения самостоятельно ставить цели, моделировать, проявлять инициативу, планировать свои действия и достигать результата.

В процессе изучения темы и реализации проекта решается проблема формирования научного мировоззрения, в том числе, развитие  понимания о едином плане строения и функционирования сердца и системы кровообращения млекопитающих животных и человека, а также необходимости ведения здорового образа жизни.

Актуальность Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она развивает познавательную активность учащихся, является практикоориентированной. При реализации проекта учащиеся самостоятельно получают знания, учатся ими пользоваться (путем создания модели системы кровообращения человека), при этом развиваются коммуникативные способности и умение работать в команде.

Тема «Строение и работа сердца. Круги кровообращения» является личностно-значимой для учащихся и необходимой для понимания механизмов функционирования собственного организма и ведения образа жизни, способствующего сохранению  здоровья.

В последние десятилетия в России наблюдается рост сердечно — сосудистых заболеваний, в том числе у детей и подростков, в связи с неправильным образом жизни, распространением вредных привычек.

Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю формированию и популяризации здорового образа жизни через проведение нестандартных уроков и внеклассных мероприятий, внеурочную деятельность, в том числе путем организации проектной деятельности с учащимися вечерней школы.

 

Новизна Проектная деятельность достаточно давно применяется в педагогике и инновационной технологией не является. В качестве новизны можно отметить, что с внедрением обновленных ФГОС перед учителем ставится задача охвата проектной деятельностью всех учащихся класса, где каждый школьник вносит свой вклад в реализацию проекта. Роль учителя меняется, он не является транслятором готовых знаний, а становится организатором познавательной и интересной для учащихся деятельности. Для изучения темы учитель использует новые приемы и методы, которые приводят к нестандартным решениям поставленных задач. В теме «Строение и работа сердца. Круги кровообращения» это создание биологических моделей и методических основ профилактики сердечно — сосудистых заболеваний путем визуализации.
Описание инновационного опыта В соответствии с требованиями ФГОС организация проектной деятельности в школе ведется на постоянной основе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для учащихся 9, 10-11 классов выполнение индивидуального проекта является обязательным. Большинство учащихся выбирают темы проектов по биологии, экологии, в том числе и по вопросам здоровьесбережения.

 

Педагогический опыт представлен на примере методической разработки по теме «Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии (на примере темы урока «Строение и работа сердца. Круги кровообращения»)» — биология 8 класс.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о кровообращении человека на основе знаний об особенностях кровообращения млекопитающих, понимания важности данной системы для жизнедеятельности человека.

В ходе выполнения проекта реализуются принципы:

— сознательности и активности;

— наглядности;

— систематичности и последовательности;

— связи теории с практикой;

— принцип доступности обучения.

Реализация проекта разделена на этапы:

1 этап посвящён формированию мотивации, актуализации учебной деятельности, определению проблемы. Учащиеся выделяют необходимую информацию из предложенного задания, находят опорные слова для вычленения идеи.

На 2 этапе происходит восприятие и осмысление учащимися нового материала осуществлялся через самостоятельную работу в группах, проектную деятельность. В целях усиления активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся, используется групповая форма работы.

На 3 этапе проверки понимания происходит защита проекта, учащиеся осуществляют самостоятельный выбор информации для преставления проекта.

На 4 этапе закрепления учащиеся применяют полученные знания для решения заданий интерактивного пособия «Наглядная биология».

На 5 этапе, делают выводы по результатам своей деятельности, анализируют собственную деятельность на уроке.

На 6 этапе осуществляется рефлексия. Учащиеся заполняют листы самооценки, оценивают свою работу и работу товарищей в группе.

Таким образом, на уроках проектная деятельность реализуется на предметном содержании.  Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности образовательной деятельности в основной школе. В ходе реализации проекта через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ученика результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы учащихся.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Поэтому проектная деятельность является эффективной для достижения поставленных педагогических задач.

За время работы накоплен большой банк проектов, выполненных школьниками в урочной и внеурочной деятельности, например:

«Роль воды в жизнедеятельности растений», «Влияние газированных напитков на организм школьника», «Биоритмы и организм», «Особенности зрения у разных животных», «Природные и искусственные экосистемы» и др.

Педагогический опыт организации проектной деятельности представлен в нескольких публикациях.

Продукт опыта / проекта Биологические модели «Строение сердца», Малый круг кровообращения», «Большой круг кровообращения».
Затруднения в реализации, риски Риском в реализации проекта является неочевидность получения ожидаемого результата. При работе над проектом учащиеся могут допускать ошибки при создании биологических моделей, не все участники группы могут ответственно и активно подходить к заданию, не всегда четко распределяются задачи и учитывается время на реализацию проекта, ученики часто испытывают трудности на этапе презентации проекта и не всегда учитывают регламент. Поэтому учитель должен четко координировать действия учащихся на всех этапах проектной деятельности.
Результат использования опыта/проекта в практике работы

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

К результатам проектной деятельности можно отнести:

— повышение уровня мотивации и интереса к изучению предмета;

— положительную динамику уровня обученности;

— повышение производительности учебного процесса;

-качественное изменение взаимоотношений между участниками учебного процесса;

— вовлечение всех учащихся в проектную деятельность.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».
Бернард Шоу

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Чубарук Л.В. Урок-проект «Строение и работа сердца. Круги кровообращения» // Международное сетевое издание «Солнечный свет», № свидетельства СВ 4320299 от 16.09.22, ссылка: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/

 

Чубарук Л.В. Методический семинар «День самоуправления как проект»// Всероссийское сетевое издание «Образовательное пространство» «Серия С № 2022/58773 от 02.08.22 ссылка  https://obrprostranstvo.ru/I/600000e595

 

Чубарук Л.В., Снигирева П., Окунев И. //Исследовательский проект «Курение в среде учащихся МБОУ ВШ г. Кирова и его влияние на организм человека»//Ученик и цивилизация: сборник материалов региональной научно-практической конференции 30 апреля 2021 года. Киров ООО Обучение«Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2021.

Экспертное заключение Представленный опыт организации проектной деятельности является актуальным, может быть использован учителями-предметниками общеобразовательных организаций и рекомендуется для внесения в областной Банк педагогического опыта.
Ф.И.О. эксперта  

А.А. Пивоваров, к.п.н., доцент кафедры предметных областей ИРО Кировской области, доктор философии МОАН, отличник народного просвещения

Составляющие образования Обучение
Тех.карта Круги кровообращения,Чубарук_ВШ
Скачать файл
экспертное заключение_Чубарук_ВШ_2022
Скачать файл