ФИО

Кропачева Наталья Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

24 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова 610000, г. Вятка (Киров), ул. Московская, 35. Телефон: (8332) 65-38-44. Адрес электронной почты: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru

На уроках русского языка учителю приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. При изучении современного языка в школе нет необходимости после­довательно излагать его историю. Задача заключается только в том, чтобы помочь объяснить школь­никам происхождение и природу того или иного современного языкового явления. Рассмотрение вопросов истории языка в ходе изучения морфологии способствует формированию языковой компетенции обучающихся

Ф.И.О. Кропачева Наталья Александровна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова

610000, г. Вятка (Киров), ул. Московская, 35. Телефон: (8332) 65-38-44.

Адрес электронной почты: vpg-kirov@yandex.ru, vpg@kirovedu.ru

Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы 24
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии.

Ключевые слова Исторический комментарий, история языка, синхрония, диахрония, морфология.
Аннотация (не более 500 знаков) На уроках русского языка учителю приходится сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. При изучении современного языка в школе нет необходимости после­довательно излагать его историю. Задача заключается только в том, чтобы помочь объяснить школь­никам происхождение и природу того или иного современного языкового явления. Рассмотрение вопросов истории языка в ходе изучения морфологии способствует формированию языковой компетенции обучающихся.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект В среднее звено приходят обучающиеся с низкой мотивацией к изучению предмета. Русский язык зачастую воспринимается только как система орфографических и пунктуационных правил. Развитию познавательного интереса, повышению качества знаний, активности на уроках и во внеурочной деятельности способствует рассмотрение вопросов истории языка. Ведь не случайно известный лингвист К.С. Горбачевич сказал: «Изучение прошлого необходимо для понимания настоящего. Ведь ничто не происходит бесследно. Всё что когда – то было в языке, оставило где- то свой, пусть незаметный след». Поэтому одним из наиболее эффективных методов изучения истории языка в школе является исторический комментарий.

 

Актуальность Использование исторических справок и исторического комментирования на уроках и во внеурочной деятельности помогает созданию проблемной ситуации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, показывает язык как развивающуюся систему, повышает интерес к изучению родного языка, помогает обучающимся более прочно усвоить современные нормы. Решение олимпиадных задач школьного, муниципального, регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку также требует знаний по истории языка.
Новизна Новизна заключается в применении исторического комментария для достижения высоких планируемых результатов.
Описание инновационного опыта На уроках мы используем исторические справки и историческое комментирование в ходе изучения всех разделов русского языка. В статье рассказывается, к каким же историческим справкам можно обратиться при изучении школьного курса морфологии.

В доступной форме учащимся объясняется происхождение таких грамматических категорий имени существительного, как род, число, падеж, предлагается решение лингвистических задач, работа с фрагментами древнерусских текстов. При изучении имени прилагательного обращается внимание на происхождение полных форм. Рассматривая глаголы, следует сказать о глаголах особого спряжения, особенностях форм прошедшего времени,

Особенно наглядным материалом для объяснения с точки зрения истории являются застывшие формы и различные случаи отклонения от типичных норм современного языка. Примеры использования исторического комментария на уроках русского языка приведены в пособии Иванова В.В., Потихи З.А.

Продукт опыта / проекта Методические рекомендации для учителей русского языка.
Затруднения в реализации, риски Временные затраты на подготовку и поиск учебного материала, разный уровень предметной подготовленности обучающихся.
Публикации

по теме опыта

1.     Иванов, В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе Текст: пособие для учителя / В.В. Иванов, З.А. Потиха,- М.: Просвещение, 1985,- 160с.

2.     Зайцева О.Н. «Подготовка к олимпиадам». М., 2013.

3.      Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Москва : Вербум-М, 2005

 

Экспертное заключение   Тема инновационного педагогического опыта «Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов преподавания курса русского языка, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной деятельности соответствуют принципам преподавания русского языка, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в применении исторического комментария на уроках русского языка для достижения высоких планируемых результатов.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка методических рекомендаций для учителей русского языка, в которых представлены разные типы исторического комментирования языковых явлений, примеры использования исторического комментария на уроках русского языка.

Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Формирование языковой компетенции посредством рассмотрения вопросов истории языка в курсе изучения морфологии» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по русскому языку, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика Русский язык и литература
Статья Зашихина ПВ Кропачева НА
Скачать файл