ФИО

Усманова Елена Алексеевна

ДОЛЖНОСТЬ

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

24 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа «Петербургский лицей» (АНОО «Петербургский лицей»)

Мероприятие проводится в форме творческой встречи в библиотеке имени А.С.Пушкина. Ученики знакомятся с интересным человеком: вятской писательницей Е.С.Наумовой. Заблаговременно учащимися проводится исследовательская работа (изучение биографии и творчества писателя, подготовка литературной композиции). В ходе встречи автор отвечает на вопросы, читает свои стихи.

Ф.И.О. Усманова Елена Алексеевна
Организация Автономная некоммерческая общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа  «Петербургский лицей»
(АНОО «Петербургский лицей»)
Должность заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Стаж работы 24 года
Тема инновационного педагогического опыта / проекта «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта»

Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С.Наумовой»

 

Ключевые слова Духовно-нравственное воспитание, мир вятской природы, краеведение, стихи Е.Наумовой
Аннотация (не более 500 знаков) Мероприятие проводится в форме творческой встречи в библиотеке имени А.С.Пушкина. Ученики знакомятся с интересным человеком: вятской писательницей Е.С.Наумовой. Заблаговременно учащимися проводится исследовательская работа (изучение биографии и творчества писателя, подготовка литературной композиции). В ходе встречи автор отвечает на вопросы, читает свои стихи.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Основное внимание в программах по литературе уделяется произведениям классиков, благодаря которым реализуется главная цель  — воплощение духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Поэтому особую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности играет изучение поэзии Вятского края.
Актуальность Следует отметить, что последние годы характеризуются ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Между тем именно традиция «серьезного чтения» формировала духовно-нравственную культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания к содержанию и форме литературного образования. Чтение можно воспринимать как труд и творчество. Вятский край имеет богатую литературную историю.   Обращаясь к литературному краеведению, можно активизировать возможности духовно-нравственной культуры. Организация внеклассных мероприятий по литературе на основе краеведческого материала делает процесс обучения интересным, потому что обучающиеся сами вовлечены в творческий процесс и получают не только знания, но и коммуникативные умения.
Новизна Главная цель внеклассных мероприятий, в ходе которых применяются краеведческие материалы, – поиск новых, более совершенных форм организации занятий, совершенствование методики обучения, способов активизации обучающихся. Они могут ощущать себя частью истории родного края и могут внести в неё свой вклад.  А непосредственная встреча с писателем даёт возможность понять, что поэзия живет рядом с нами.
Описание инновационного опыта На уроках литературы и во внеурочной деятельности творческие встречи с писателем могут быть как реальные (в нашем случае), так и виртуальные. Их идея заключается в том, что участие принимает весь класс, для всех ребят находится дело. Осуществляется тщательная подготовка к мероприятию:  работают библиографы, эксперты по отбору языкового материала, чтецы, ведущие, технические специалисты. Дети по-новому воспринимают художественный текст, потому  что они сами определяют тему для встречи, и приходится не просто подобрать, например, стих, а объединить по смысловым блокам.

Один из приемов отбора материала – художественная «читка», когда дети с увлечением представляют экспертам понравившийся  фрагмент произведения или стихотворение для включения в программу. А эксперты оценивают и думают, что лучше подходит для мероприятия.

Вся работа подчинена цели: созданию условий для формирования творческой личности.

Задачи: 1) привитие интереса к чтению посредством системы творческих заданий;

2) использование различных методов и приёмов для мотивации детей к деятельности;

3) поощрение читательской активности и творчества;

4) развитие творческого мышления на внеурочных занятиях и во внеклассной работе.

Учителем были организованы творческие встречи с Н.Перминовой и М. Чебышевой,  в ходе которых применялась методика «Читаем вместе».

Продукт опыта / проекта Организация встречи с писателем
Затруднения в реализации, риски Затруднений в ходе реализации проекта не было, риски могут заключаться только в организационных вопросах (определении даты встречи с писателем).

В ходе реализации учебной программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной уроки по литературному краеведению проводятся в рамках внеклассного чтения. В будущем планируется курс внеурочной деятельности «Писатели Вятки».

Результат использования опыта/проекта в практике работы Применение краеведческого материала  при изучении литературы имеет целый ряд положительных эффектов:

—  обеспечивает рост интереса к предмету;

— способствует духовно-нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию учащихся;

—  даёт возможность интеграции литературных и краеведческих знаний;

— у учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности;

—   повышается результативность уроков, а, следовательно, растёт качество знаний.

Публикации

по теме опыта

 
Экспертное заключение Тема инновационного педагогического опыта «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С. Наумовой» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов преподавания курса литературы, нацеленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО автор представляет цель, задачи, планируемые результаты внеклассной деятельности: предметные, метапредметные и личностные, подробно описывает структуру и содержание занятия, указывает на необходимость обогащения духовного мира обучающихся через приобщение к лучшим образцам художественной литературы родного края.

Применяемые педагогом приемы и формы урочной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в поиске новых форм организации занятий, совершенствовании методики обучения литературе на основе краеведческого материала.

Достоинством инновационного педагогического опыта является разработка внеклассного мероприятия – сценария встречи с вятской писательницей Е.С. Наумовой.

Приложение содержит интересный методический материал: презентацию к разработке внеклассного занятия.

Инновационный опыт имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт ««Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Внеклассное мероприятие «Сценарий творческой встречи с писателем Е.С. Наумовой» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

 

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) Основное и среднее образование

Русский язык и литература

 

Презентация Встреча с писателем
Скачать файл
Творческая встреча с писателем Е.Наумовой
Скачать файл
3.Валентина Толкунова Девочка и дождь_Valentina Tolkunova Girl and rain
Скачать файл
Встречи в Пушкинской гостиной. Поэтесса Елена Наумова (11.06.2015)(ГТРК Вятка) 380
Скачать файл