ФИО

Козьминых Нина Владимировна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

25 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово – Чепецкого района Кировской области, 613004, Кирово – Чепецкий район, с. Филиппово, ул. Заева, д. 41, телефон 8-833-617-71-30, Е-mail: kozminykh.nina@yandex.ru

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе. В Стандарте поставлен ряд задач экологического образования, которые при системно — деятельностном подходе становятся реально достижимыми, а именно: формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде», «основ экологической грамотности»; «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; «целостного восприятия мира, «умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды»; «осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества». Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности

Ф.И.О. Козьминых Нина Владимировна
Учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Филиппово Кирово – Чепецкого района Кировской области, 613004, Кирово – Чепецкий район, с. Филиппово, ул. Заева, д. 41, телефон  8-833-617-71-30, Е-mail: kozminykh.nina@yandex.ru
Должность Учитель начальных классов
Стаж работы 25 лет
1. Тема инновационного педагогического опыта Реализация системы экологического образования в начальной

школе в процессе урочной и внеурочной деятельности

2. Источник изменений Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе. В Стандарте поставлен ряд задач экологического образования, которые при системно — деятельностном подходе становятся реально достижимыми, а именно: формирование «основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде», «основ экологической грамотности»; «экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни»; «целостного восприятия мира, «умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды»; «осознания главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества». Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.

 

3. Идея изменений  Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть становление и развитие экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку ученика, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Деятельностный подход обеспечивает формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций и создаёт условия для преемственности и непрерывности экологического просвещения между начальной и основной ступенями школы.
4. Концепция изменений:

В основе моего опыта лежит системно – деятельностный подход, используются приёмы технологий проектной деятельности; развития критического мышления; игровые; ИКТ.

Актуальность Экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Система обеспечивает ответственное отношение к окружающей среде и здоровью. Актуальность данной работы продиктована отсутствием в реальной практике в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, системы экологического образования. Считаю, если организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся носит системный характер, то такая творческая среда обеспечит усвоение экологических знаний, позволит приобщить школьников к исследовательской и природоохранной деятельности.
Новизна Обобщённое действие обладает широким переносом, поэтому навыки экологической культуры помогут детям и во взрослой жизни осознанно, гуманно, бережно относиться к природе.
Ожидания Экологическое образование обучающихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления. Только таким образом формируется духовно зрелая, образованная и социально значимая личность. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Затруднения в реализации, риски Затруднения в создании единой развивающей среде, способствующей экологическому воспитанию в соответствии с возрастными особенностями детей.

Затруднения, связанные с уровнем восприятия учеником экологических проблем как лично значимых; недостаточно развитой потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

5. Условия реализации изменений Экологическое образование не может осуществляться вне познавательной и практической деятельности обучающихся.

Большинство учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, математика, изобразительное искусство, технология дают понимание об окружающей среде и способах ее сохранения.

Во внеурочной деятельности реализуются программы курсов «Мой край», «Эколог».

Реализация данной работы требует широкую материальную базу: пришкольный участок, парк, лаборатория, музей, экологический центр и др.

Со стороны учителя важно знание методик экологического образования, ИКТ-компетентность.

6. Результат изменений

 

Результатом изменений является воспитание такого человека, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению. Владение навыками экологического поведения является важным средством социализации обучающихся, показателем их общей культуры. Ученики начальной школы усваивают социальные нормы экологически безопасного поведения, у них формируется опыт эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, они мотивируются на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды. Систематическая и целенаправленная работа обеспечивает формирование УУД обучающихся.
7. Публикации

 

1. Козьминых, Н.В. Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности /Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательной

организации: Сборник материалов участников Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября – 1 декабря 2017 года, г. Киров) / Отв. ред. Т.В. Стебакова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: 2017. – 699 с.

2. Козьминых, Н.В. Поддержка одарённого ребёнка в процессе исследовательской деятельности в условиях сельской школы /Развитие системы работы с одарёнными (мотивированными) детьми и талантливой молодёжью [Электронное издание]: Межрегиональная научно-практическая конференция (Киров, 24 апреля 2019 года): Материалы конференции / Сост. Е.М. Рендакова; авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2019. — 323 с.

3. Реализация системы воспитания экологической культуры младших школьников села Филиппово / Сборник материалов участников заочной конференции, «Любить призвание своё: В. А. Сухомлинский» КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». — Киров, 2020.

4.Козьминых, Н.В. «Изучение темы «Охрана животных» (3 класс)»/ Современный урок в соответствии с ФГОС среднего общего образования: сборник материалов/сост. Русских Г.А., Соловьёва М.Ф. – 2020-178.(CD-R)

5. Козьминых, Н.В. Щеклеина, Н.Г. Организация исследовательских и природоохранных проектов во внеурочной деятельности сельской школы.

//  Исследователь /Researcher: научно-методический журнал. – Москва: 2022 . №1-2. с.146-158.

6.Публикации методических статей, разработки уроков на личном профессиональном сайте http://multiurok.ru/kozminykhn/

8. Описание инновационного опыта педагога

 

 Современному поколению необходимо принять экологические ценности и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Для этого необходимо обладать элементарными экологическими знаниями и экологическим типом мышления и поведения. А.Н. Леонтьев отмечал в своих исследованиях, что у детей младшего школьного возраста сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Ее составляющими является:

— эмоциональная готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;

— деловая готовность – способность реализовать знания в разнообразных учебных и внеучебных ситуациях;

–интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, осознание себя как носителя экологической культуры. Значит, необходимо создать условия для формирования экологической культуры младших школьников. Такие возможности в общеобразовательной школе имеют урочная и внеурочная деятельность.

Следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности личности является внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок, временное пространство, свободно определяет количество участников того или иного вида деятельности и изначально несёт в себе приоритеты воспитания личности. Вместе урочная и внеурочная деятельность создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка. В преемственности урочной и внеурочной деятельности школе действительно удаётся создать условия для их успешной адаптации в обществе, формирования экологической культуры.

Система работы в начальной школе по экологическому образованию представлена в таблице.

Таблица

Компоненты системы Уроки окружающего мира и краеведения Занятия по курсу внеурочной деятельности Исследовательская деятельность
Цели

 

 

 

Формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.

Создание условий для преемственности и непрерывности экологического образования.

Организация продуктивной проектно — исследовательской деятельности, педагогическая поддержка исследовательской работ младших школьников.

Формы организации деятельности Уроки, практические работы, проекты, наблюдения за природными явлениями, опыты, экскурсии, ведение календаря природы. Экскурсии, прогулки, конкурсы, проекты, олимпиады, общественно — полезная практика работы на пришкольном участке, экологические мероприятия (посвящение в друзей природы, природоохранная акция, игра по станциям, агитбригада), сетевые интернет – проекты. Выполнение  исследовательских работ, участие в конференциях и конкурсах разного уровня.

 

 

 

Формы организации деятельности с родителями, социальными партнёрами  

Тематические родительские собрания

Осенние и весенние экологические акции

Природоохранный проект «Крыловский родник»

Методические условия Использование технологий проектной деятельности; развития критического мышления; игровые; ИКТ.

Владение современными техническими средствами обучения.

 

Специфика моей работы Включение регионального компонента в содержание программ «Окружающий мир», «Мой край». Построение программы внеурочной деятельности  «Эколог» (социальное направление) на основе межпредметной интеграции. Интеграция областей исторического краеведения, окружающего мира и экологии в исследовательских работах.

 

Ожидаемый результат Знание и понимание причин экологических проблем и способов выхода из них. Мотивационная готовность к участию в природоохранной и проектной деятельности; приобретение разностороннего практического опыта. Информационные и исследовательские умения; повышение качества и уровня сложности исследований.

Системная работа по экологическому образованию способствовала развитию универсальных учебных действий школьников. Процесс и результат работы приносил детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений. Кроме того, диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников (Жестова Н.С., Моисеева Л.В., Кастунов И.Р.) показала, что в ходе деятельности произошли качественные изменения в развитии познавательных процессов школьников, общей осведомленности о закономерных связях в природе. Итоговая диагностика подтвердила эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих формированию у детей экологической культуры  (88%).

Участие обучающихся в конкурсах представлено в таблице:

 

Тема работы Авторы Руководители Конкурс, результат
2012-2013 уч.год
Наш парк (изучение экологического состояния больничного парка) Киселёва Любовь, Козьминых Олег,

Мидловец Диана, Фрэнюк Сара (4 класс).

Козьминых Н.В. Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», диплом 2 степени.
Крыловский родник Касимов Дмитрий, Козьминых Олег

(4 класс)

Козьминых Н.В.

 

Областной детский экологический конкурс «Гимн воде», диплом 2 степени.

 

2013-2014 уч.год
 Изучение поведения и повадок трёхшёрстной кошки Валеева Марина

(2 класс)

Козьминых Н.В.

 

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», диплом «За лучшее исследование».
2014-15 уч.год
Изучение эколого-биологических особенностей комара обыкновенного в черте села Филиппово К – Чепецкого района Сунгуров Артем, Шабалин Дмитрий (3класс) Козьминых Н.В.

Щеклеина Н.Г., учитель биологии

 

Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», диплом 1 степени.

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», диплом 1 степени.

Изучение внешнего вида и особенностей жизни жука – носорога Вохминцев Кирилл

(2 класс)

Козьминых Н.В. Районный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся начальных классов, диплом 3 степени.
2017-2018 уч.год
Изучение дождевых червей на разных участках почвы села Филиппово Микрюкова Алина

(3 класс)

 

Козьминых Н.В.

Щеклеина Н.Г., учитель биологии

 

Районный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся начальных классов, диплом 1степени.

Окружной конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Юный исследователь», диплом призёра.

Областная краеведческая конференция юных исследователей родного края «Интеллект для будущего», диплом 3 степени.

Вяткинский лес Владимиров Андрей Козьминых Н.В.

 

Областной конкурс «Подрост».Районный этап, диплом 3 степени.

Областной этап, диплом 3 степени.

2018-2019 уч.год
Сравнение мест для купания Вяткинского пруда и реки Филипповки Козьминых Арсений, Порубов Арсений

(3 класс)

Вохминцев Кирилл

(7 класс)

Козьминых Н.В.

Щеклеина Н.Г.,учитель биологии

 

Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», диплом 1 степени.

Областной конкурс-фестиваль «Я познаю природу», диплом 1 степени.

Областной экологический конкурс «Гимн воде»,

диплом ГРАН-ПРИ конкурса.

Вохминцев Кирилл

Козьминых Арсений

 

Козьминых Н.В.

 

Окружная викторина «Чёрное и красное» (по страницам Красной книги)

диплом 1 степени,

диплом 2 степени.

2019-2020 уч.год
Выращивание шампиньонов в домашних условиях Козьминых Арсений

(4 класс)

Козьминых Н.В. Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», диплом 1 степени.

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», диплом 1 степени.

Осень в Нургушском заповеднике Казачинина Ульяна Козьминых Н.В. Международный конкурс «Эко 2020. Моя планета», диплом 1 степени.
2021-2022 уч.год
Изучение пользы и вреда пластиковых пакетов. Сунгуров Егор, Установ Арсений

(2 класс)

Козьминых Н.В. Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», диплом 3 степени.

Областной конкурс-фестиваль исследовательских работ и проектов младших школьников «Я познаю природу», диплом 2 степени.

2022-2023 уч.год
Выращивание микрозелени на подоконнике. Сунгуров Егор

(3 класс)

Козьминых Н.В. Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», диплом 1 степени
Экспертное заключение Экологическое воспитание является одной из важных составляющих воспитания, определенных федеральной программой воспитания. Опыт Н.В. Козьминых актуален, результативен, рекомендуется к размещению в банк ППО.
Ф.И.О. эксперта Бершанская О.Н., к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального общего образования Института развития образования Кировской области
Составляющие образования Обучение. Воспитание.
Ключевые слова Экологическое образование, Системно-деятельностный подход, Урочная и внеурочная деятельности, Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Приложения 1.Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Охрана животных».

2.Авторская разработка внеурочного занятия «Журавль – охраняемая птица».

3.Приложение к внеурочному занятию «Журавль – охраняемая птица».

4.Выступление на региональной конференции с опытом работы по теме «Реализация системы экологического образования в начальной школе через преемственность урочной и внеурочной деятельности»

Приложение 1
Скачать файл
Приложение 2
Скачать файл
Приложение 3
Скачать файл
приложение 4
Скачать файл