ФИО

Зубарева Ольга Александровна

ДОЛЖНОСТЬ

педагог-психолог

СТАЖ РАБОТЫ

6 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова Адрес г. Киров, ул. Ломоносова, д. 29-б, телефон 53-07-46 (канцелярия). E-mail. sch46@kirovedu.ru

Представляемый проект является актуальным, так как проблема выбора профессии во все времена являлась важной и требующей к себе внимания. В последние годы трудность в самоопределении подростков стоит всё более остро, ведь экономические условия в стране всё более динамичные. Это означает, что и современный выпускник должен быть готов к профессиональной мобильности в этих изменяющихся условиях.  В связи с этим в нашей стране вот уже который год активно ведётся диагностическая, просветительская и воспитательная работа в образовательных организациях в этом направлении. Целью нашего проекта является развитие навыков профессионального самоопределения у обучающихся 7-9 классов посредством квест — игры. Проект представляет собой создание методических материалов в электронном и печатном виде с заданиями в формате квест — игры, а также информационного буклета, полезного для детей и родителей. проект будет полезен для педагогов – психологов, социальных педагогов, заместителей по воспитательной работе.

Ф.И.О. Зубарева Ольга Александровна
Организация Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 46» города Кирова Адрес г. Киров, ул. Ломоносова, д. 29-б, телефон 53-07-46 (канцелярия).

E-mail. sch46@kirovedu.ru

Должность педагог-психолог
Стаж работы 6 лет
Тема инновационного педагогического опыта/проекта Тема педагогического опыта – это развитие навыков самопознания с целью выбора будущей профессии подростками. Данная тема выбрана в связи с тем, что в настоящее время представлено мало вариантов занятий по профориентации в игровой форме, которая, на наш взгляд, является наиболее эффективной в работе с подростками.
Ключевые слова профориентация школьников, квест-игра, профессиональное самоопределение, жизненный путь
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Несформированность навыков профессионального самоопределения личности, недостаточность самопознания и самоопределения в выборе профессии.
Актуальность Представляемый проект является актуальным, так как проблема выбора профессии во все времена являлась важной и требующей к себе внимания. В последние годы трудность в самоопределении подростков стоит всё более остро, ведь экономические условия в стране всё более динамичные. Это означает, что и современный выпускник должен быть готов к профессиональной мобильности в этих изменяющихся условиях.  В связи с этим в нашей стране вот уже который год активно ведётся диагностическая, просветительская и воспитательная работа в образовательных организациях в этом направлении. Проект позволяет в форме интерактива дать подрастающему поколению информацию о профессиях, о своих особенностях, которые стоит учитывать при выборе будущей профессии, а также даёт полезную информацию о том, где ещё ученики могут найти интересующие и недостающие знания.
Новизна Новизна нашего продукта заключается в том, что воедино собраны как теоретические данные по профориентационной тематике, так и практические и диагностические способы познания материала. И всё это представлено в виде игры, что позволяет всесторонне освятить тему выбора профессии и вызвать ещё больший интерес к ней у подростков.
Описание инновационного опыта учителя

 

Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов.

Процесс проведения квест — игры включает следующие этапы:

1.      Вводный этап.

Цель этапа: знакомство обучающихся с целями игры и правилами прохождения квеста.

Результаты: деление обучающихся на команды, получение маршрута следования по станциям.

2.      Прохождение командами станций.

Цель этапа: получение теоретической информации и выполнение практической деятельности по теме профориентации в ходе выполнения заданий квест — игры.

Результаты: каждый ученик, участвуя в предлагаемых упражнениях, получает знания о себе, своих особенностях, а также материалы для дальнейшего приобретения знаний в сфере самопознания и выбора будущей профессии.

3.      Подведение итогов.

Цель этапа: рефлексия по результатам участия в игре.

Результаты: получение личных результатов, наработанных в ходе участия в квесте (результаты психодиагностических методик) и обретение полезной методички для построения дальнейших действий по поиску недостающих материалов профориентационного характера.

В процессе прохождения квест — игры учащиеся имеют возможность делиться своими знаниями, переживаниями, личным опытом по теме. В связи с тем, что формат квеста предполагает активное неформальное общение, это даёт возможность высказать своё мнение и поддержать участников

Продукт опыта / проекта Методическое пособие «Профориентационный компас: разработка сценария квест-игры по профессиональной ориентации для 7-9 классов».
Затруднения в реализации, риски Отсутствие свободного времени (урока, внеурочной деятельности, классных часов или внеклассных мероприятий) для проведения игры. Отсутствие удобного пространства для проведения квеста.
Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» совместно с КОГОАУ ДПО «Институт образования Кировской области» в 2021/2022 учебном году продолжил реализацию инновационного образовательного проекта «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”». Проект в рамках данной программы был апробирован и успешно реализован, в нем участвовали обучающиеся 8 класса МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова, в количестве 23 человек.

В ходе участия в квесте «Профориентационный компас» у школьников и студентов формируются умения:

— работать в команде, развивать коммуникативные навыки;

— организовывать и планировать собственную деятельность, распределять временной ресурс;

— осуществлять самоанализ и рефлексию проделанной работы;

— применять на практике знания, умения и полученный опыт;

— осуществлять толерантное отношение к конкуренту.

      Результаты:

• увеличение доли учащихся 7-9 классов, определившихся с выбором

профессии учителя, воспитателя (по результатам диагностики и анкетирования);

•увеличение доли студентов университета, заинтересованных в будущей профессиональной педагогической деятельности;

•приобретение студентами колледжа опыта педагогического взаимодействия со школьниками.

Участие в квесте даёт возможность школьникам узнать о профессиях не только настоящего времени, но и будущего.  В игре школьники получат новые знания о профессиях, познакомятся со специалистами данных профессий, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), научатся  продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Публикации

по теме опыта или описание продукта проекта

Зубарева О. А., Ивашова С. В., Меньков А. В., Хозяинова А. С., Чиркова Е. А. «Профориентационный компас»: разработка сценария квест-игры по профессиональной ориентации для 7-9 классов // Педагогическое проектирование: идеи и решения [Электронный ресурс]: сборник статей. Вып.5. — Электрон. текст. дан. (12,3 Мб). — Киров: Изд-во МЦИТО, 2022. — 1 электрон. опт. (CD-R).
Экспертное заключение Проект разработан в рамках региональной программы «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе “ученый – учитель – студент – школьник”» и представлен на выставке-презентации «Учитель & студент».

Материалы соответствуют требованиям регионального банка ППО

Ф.И.О. эксперта Горев Павел Михайлович, канд. пед. наук, доцент, заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Составляющие образования Обучение. Воспитание.
07 Описание
Скачать файл
профориентационная памятка
Скачать файл
Профориентационный компас (методическая разработка)
Скачать файл
Станция 4
Скачать файл
Станция 7
Скачать файл