ФИО

Суровцева Вера Анатольевна

ДОЛЖНОСТЬ

Суровцева Вера Анатольевна

СТАЖ РАБОТЫ

24 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Железнодорожный образовательный центр" города Кирова МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова 610025 г.Киров, ул 4-ой Пятилетки, д40 , (8332) 54-21-76, sch39@kirovedu.ru

Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач:

  • использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство из инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников;
  • в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий;
  • учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z;
  • действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению;

поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике.

Ф.И.О. Суровцева Вера Анатольевна
Организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова

МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова

610025 г.Киров, ул 4-ой Пятилетки, д40 , (8332) 54-21-76, sch39@kirovedu.ru

Должность Учитель математики
Стаж работы 24 года
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Мультимедийное сопровождение практико – ориентированных задач по математике
Ключевые слова Мультимедийное сопровождение, практико-ориентрированные задачи
Аннотация (не больше 500 знаков) Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач:

—                   использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство из инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников;

—                   в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий;

—                   учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z;

—                   действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению;

—                    поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Представленная работа посвящена проблеме эффективного использования мультимедийных средств для развития познавательной активности обучающихся в процессе решения практико-ориентированных задач по математике в основной школе (5-9 классы).
Актуальность Одним из требований государства, общества к школе является подготовка самостоятельной, инициативной личности, способной к решению широкого спектра практических задач. Деятельность по решению практико-ориентированных задач при изучении математики, как одного из базовых учебных предметов, объективно способствует формированию востребованных универсальных компетенций. Поддержанная цифровыми технологиями, в том числе мультимедийными средствами, математика получает ещё более мощный дидактический потенциал для сопровождения процесса обучения. Однако стремительное развитие педагогических технологий и программных средств обуславливает необходимость совершенствования педагогического мастерства, в том числе и относительно средств поддержки познавательной активности обучающихся при решении практико-ориентированных задач.
Новизна Реализация федерального проекта «Цифровая школа» заключается в  применении оборудования на уроках и во внеурочной деятельности. Именно, применяя на уроках математики мультимедийное сопровождение при решении практико-ориентированных задач, мы формируем у обучающихся функциональную грамотность.
Описание инновационного опыта Основные задачи, которые были поставлены нами при проектировании структуры, наполнения и технической реализации мультимедийного сопровождения:

1)                 использование наглядного материала для изучения базовых фундаментальных математических понятий и закрепления знаний, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

2)                 повышение интереса к математическому обучению, ориентированного на профессиональную самореализацию;

3)                 использование на традиционных школьных уроках разнообразных инновационных форм и методов работы, учитывающих тренды цифровизации;

4)                 вовлечение обучающихся в творческую проектную деятельность, сочетающей элементы научного познания, художественного самовыражения и социализации;

5)                 повышение степени эмоциональной вовлеченности обучающихся в решение задач по математике за счёт содержательного наполнения;

6)                 поддержка более глубокого и осознанного усвоения изучаемых математических фактов, закономерностей через непосредственное применение на практике.

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования был спроектирован целостный мультимедийный ресурс, состоящий из следующих блоков:

I.                   Изучение нового материала – реализовано посредством анимированного помощника, объясняющего принципы решения практико-ориентированных задач. При этом виртуальный наставник представлен как друг, помогающий в сложной жизненной ситуации, а не просто учитель.

II.                Закрепление изученного теоретического знания и получение первичных навыков – реализовано через решение системы практико-ориентированных задач, подобных разобранных в анимированном ролике (использование макросов).

III.              Закрепление знаний, формирование математических умений и навыков, математических компетенций – реализовано через отработку понятий (ребусы, кроссворды), манипулирование виртуальными объектами (макрос drag and drop).

IV.             Контроль — реализован в виде тестовых заданий при поддержке макросов. Система задач представлена для двух уровней, в зависимости от образовательных достижений обучающихся. Т.е. учитель математики может дифференцированно подойти к организации контроля.

Мультимедийное сопровождение позволяет обучающимся получать сложный математический материал в привычной для него форме. Геймификация познания, поддержка активной деятельности через взаимодействие с мультимедийным ресурсом, получение мгновенной обратной связи – соответствует стилю мышления современного подростка. Сочетание видео, звука, текста, действия позволяет охватить все каналы восприятия, максимально усилить образовательный эффект работы.

Разработанный мультимедийный ресурс для сопровождения решения практико-ориентированных задач по математике:

—                   использует результаты авторитетных научных исследований по информатизации образования, большинство инновационных методических идей, разработок в области применения цифровых технологий для повышения качества обучения, поддержки познавательной активности школьников;

—                   в задачном аспекте полностью соответствует требованиям к отбору и формулированию системы практико-ориентированных заданий;

—                   учитывает психологические, индивидуально-возрастные особенности подростков поколения Z;

—                   действительно способствует развитию познавательной активности обучающихся основной школы, способствует их профессиональному самоопределению;

—                   поддерживает педагогов-предметников в выполнении их профессиональных трудовых функций по включению цифровых технологий в обучение математике.

Полученные результаты могут быть использованы педагогами, наставниками цифровой школы на уроках математики для подготовки к ОГЭ, при организации самостоятельной исследовательской работы обучающихся.

Продукт опыта / проекта  Обучающий видеоролик , квест , обучающий тест  (приложение)

 

Затруднения в реализации, риски Для самостоятельного создания данных продуктов требуется немало времени.

Для применения на уроках и внеурочной деятельности необходим мультимедиапроектор и компьютер.

Результат использования опыта/проекта в практике работы (использования предлагаемых способов обучения

и воспитания)

Цель эксперимента: Оценить эффективность разработанного мультимедийного сопровождения для развития познавательной активности обучающихся при решении практико-ориентированных задач.

Задачи эксперимента:

  1. Выполнить диагностику познавательной активности обучающихся до и после эксперимента.
  2. Провести анкетирование педагогов цифровой школы относительно применяемых информационных ресурсов для поддержки решения практико-ориентированных задач.
  3. Выявить статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами.

Результаты диагностики  по уровню познавательной активности до и после применения мультимедийного сопровождения

Контрольная группа – 51 обучающихся, экспериментальная группа – 51 обучающихся

Статистический анализ достоверности результатов педагогического эксперимента критерий G-знаков

Контрольная группа

26 положительных (типичных) сдвига

13 отрицательных (нетипичных) сдвига

12 «нулевых» (отбрасываемых сдвига)

Gэмп = 13

Gэмп>Gcr

Вывод: сдвиг в сторону повышения познавательной активности в контрольной группе после решения практико-ориентированных задач, можно считать случайным

Экспериментальная группа

42 положительных (типичных) сдвига

2 отрицательных (нетипичных) сдвига

7 «нулевых» (отбрасываемых сдвига)

Gэмп = 2

Gэмп<Gcr

Вывод: сдвиг в сторону повышения познавательной активности в экспериментальной группе после применения разработанного мультимедийного сопровождения для решения практико-ориентированных задач, не является случайным

 

Публикации

по теме опыта

Соболева Е.В., Суровцева В.А. Применение мобильных технологий для развития познавательной активности учащихся при решении практико-ориентированных задач по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 4 (апрель). – С. 1–22. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201023.htm.

Харунжева Е. В., Суровцева В.А. Классификация мультимедийных средств обучения  //  Научно – практический журнал «Педагогическое искусство». – 2020. — №1. – С.27-33. —   ISSN 2542-1492. —  ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС»

Экспертное заключение Представленный опыт является актуальным, практико-ориентированным и рекомендован к использованию учителям математики разных типов общеобразовательных организаций.
Ф.И.О. эксперта Носова Надежда Валерьевна, заведующий кафедрой предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», кандидат педагогических наук
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ. Математика и информатика
Приложение 1_Суровцева ВА
Скачать файл
Приложение 2_Суровцева ВА
Скачать файл
Приложение 3_Суровцева ВА
Скачать файл
Приложение 4_Суровцева ВА
Скачать файл