ФИО

Лоптева Анна Ивановна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель изобразительного искусства, музыки, ОДНК

СТАЖ РАБОТЫ

26 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» д. Безводное, Пижанского муницыпального округа, 613395 Кировская обл, Пижанский район, д. Безводное, ул. Школьная -7а, 8 (8335) 56-91-69, school-k74@mail.ru

Авторская разработка урока изобразительного искусства в 3 классе, в котором через различные формы деятельности, создание ситуаций взаимодействия, организацию познавательной деятельности с различными источниками информации, через эмоциональное восприятие произведений искусства, осуществляется положительная мотивация к обучению, развитие функциональной грамотности, практических навыков в изображении лица человека. Творческое задание для учащихся способствует умению организовывать самостоятельную художественную деятельность, выбирая средства для выражения художественного замысла. При подведении итогов урока ученики -художники становятся зрителями и совместно  с учителем анализируют нарисованные портреты и дают положительную оценку всем работам, что обеспечивает положительный настрой на следующий урок, способствует развитию интереса и мотивации к предмету, достижению более высоких результатов.

Ф.И.О. Лоптева Анна Ивановна
Организация   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» д. Безводное, Пижанского муницыпального округа, 613395 Кировская обл, Пижанский район, д. Безводное, ул. Школьная -7а, 8 (8335) 56-91-69, school-k74@mail.ru
Должность Учитель изобразительного искусства, музыки, ОДНК
Стаж работы 26 лет
Тема инновационного педагогического опыта/ проекта Разработка урока по теме: «Музеи искусства. Картина – портрет».
Ключевые слова Музеи искусства, портрет, живопись, графика, скульптура художники портретисты,  эмоциональное восприятие, интерес, диалог, воображение, творчество.
Аннотация (не более 500 знаков) Авторская разработка урока изобразительного искусства в 3 классе, в котором через различные формы деятельности, создание ситуаций взаимодействия, организацию познавательной деятельности с различными источниками информации, через эмоциональное восприятие произведений искусства, осуществляется положительная мотивация к обучению, развитие функциональной грамотности, практических навыков в изображении лица человека. Творческое задание для учащихся способствует умению организовывать самостоятельную художественную деятельность, выбирая средства для выражения художественного замысла. При подведении итогов урока ученики -художники становятся зрителями и совместно  с учителем анализируют нарисованные портреты и дают положительную оценку всем работам, что обеспечивает положительный настрой на следующий урок, способствует развитию интереса и мотивации к предмету, достижению более высоких результатов.
Проблема, на решение которой направлен опыт/проект    Овладение  графической и живописной стороной рисования портрета является важным условием формирования художественной культуры личности.                                                                                                                                        Жанр портрета – один из самых сложных в изобразительном искусстве, сложен он для изображения и детям начальной школы, у которых, в этом возрасте, свое представление о пропорциях лица, зачастую неуверенность в собственных возможностях при работе над портретом.

Поэтому встает    проблема формирования положительной мотивации и творческой активности учащихся. Важно довести до понимания учеников, что  сущность изображения человека,  не просто в передаче внешних черт, но и в отображении его внутреннего мира.

 

 

 

Актуальность     В портрете с исключительной полнотой можно выразить самое важное, самое существенное для всякого искусства – внутренний мир и душу человека.                                                                                                                              Тема портрета интересна и актуальна тем, что через нее дети учатся вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращая внимание не только на красивую фигуру, прическу и на модную одежду, а на внутреннее содержание, сущность человека. Через портрет ребенок приходит к пониманию себя, учится восхищаться его красотой или сочувствовать портретируемому, переживать вместе с ним.
Воспитание чувства сопереживания актуально в любое время.

В то же время положительный творческий опыт и полученные первичные навыки   изображения лица человека, дают позитивный настрой и мотивацию к обучению в будущем, при изображении портрета мамы и пожилого человека в 4 классе , при подробном изучении жанра портрета в 6 классе.

Новизна   1. В системном использовании различных форм, методов и приёмов работы по изучению и созданию портрета человека, учащимися начальной школы с учетом возрастной психологии.

2.  Способствовать формированию читательской активности, через работу с учебником и применением разнообразного литературного ряда.
3. В изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, в рамках обновленных ФГОС, в котором ученики вовлечены в активную самостоятельную познавательную (делают выводы, обобщения, сопоставления, высказывают личное мнение и т.д.) и творческую деятельность, по созданию определенного образа человека.

 

Описание урока    Тип урока: комбинированный, постановка и решение учебной задачи

Вид деятельности: рисование по представлению.

Основные понятия и термины: музей, портрет, живопись, скульптура, графика, художник-портретист, мимика, пропорции.

     План урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Выход на тему и задачи урока.

Формирование новых знаний по теме урока.

Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся.

Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Домашнее задание.

На каждом этапе урока ставятся определенные цели и задачи, для решения которых применяются разные формы (фронтальная, самостоятельная, игровая) и методы (объяснительно-иллюстративный, практический)

В начале урока учитель создает позитивный настрой на урок и при помощи наводящих вопросов учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

Совершая виртуальную экскурсию по музейным залам, повторяем пройденный материал, выделяем новый, ранее не изученный.

 

Эстетические чувства младшего школьника, развиваются в процессе восприятия литературных, музыкальных и живописных произведений. Поэтому необходимо показать, как изображается портрет в музыке и литературе и сопоставить их (учащиеся выполняют это задание самостоятельно).

Неважно насколько «красивым», отвечающим общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства (на примерах работ художников, разного времени и направлений, техники рисования).

Знакомство с мимикой, эмоциями и пропорциями, проходит в игровой форме, это позволяет быстрее и легче запомнить основы строения лица и способы выражения настроения в портрете.

Во время практической работы ученики приобретают навыки по принципу: от общего к частному и от частного к общему.

Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения результатов. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. Этому способствует одобрение и поддержка учителя, ненавязчивое исправление ошибок и дружеские советы.

Вовлечение учащихся в диалог настраивает на продуктивную работу, создает позитивный психологический настрой, сотворчество учителя и ученика, позволяет решить проблему, что же изображает художник-портретист и как он это делает в наиболее доступной, для учеников этого возраста, форме реализации творческого задания.

По окончанию работы, в процессе афиширования необходимо дать положительную оценку каждому рисунку. Дети в своих и чужих работах должны видеть плюсы в первую очередь, при затруднении учитель приходит на помощь, это повышает уровень воспитанности и, в то же время, укрепляет межличностные отношения в классе.

 

 Цель деятельности учителя: выявить и применить доступные для данного возраста приемы, способы и методы изучения и изображения лица человека на уроках ИЗО в младших классах, обеспечивающих положительную мотивацию и результативность урока, повышение интереса к чтению средствами искусства.

  Цель урока: Познакомить учащихся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, учить отражать пропорции и мимику лица в портрете; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус, умение анализировать рисунок, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к изобразительному искусству, к истории и культуре своего народа.

    Задачи деятельности учителя:

1) изучить литературу и рассмотреть методические рекомендации по теме урока в рамках обновленных ФГОС;

2) определить психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста;

3) Составить схематическую таблицу сокращения мускул лица,  при различных психологических состояниях  (по  М. Дювалю)

4) Разработать поэтапное изображение живописного портрета, на доступном для учеников начальной школы уровне

5) Создать кроссворд по теме урока

6) Подобрать разно уровневое домашнее задание .

7) Повышение (стимулирование) интереса к предмету путём использования цифровых технологий и афиширования работ учащихся (видео презентация работ, может быть без указания имен авторов; создание альбома в родительской группе; участие в интернет конкурсах; работы используются только с разрешения автора).

    Задачи урока:

— создание ситуаций взаимодействия; организация познавательной деятельности с различными источниками информации;

—  оказание помощи в решении учебных задач;

—  оказание помощи в решении учебных проблем.

Образовательные: формирование знаний о жанре « портрет»; знакомство с известными произведениями  портретной живописи и графики; развитие практических навыков в изображении портрета;

Развивающие: — способствовать развитию навыков диалога, умению обосновывать свою точку зрения;

-способствовать развитию умения контролировать, корректировать и оценивать учебную задачу и свои действия для её решения;

-способствовать развитию познавательной активности, воображению и творческому потенциалу, художественных способностей учащихся.

Воспитательные: — формирование  эстетическое отношения к действительности, через эмоциональное восприятие произведений искусства

-способствовать формированию положительной мотивации к уроку изо искусства путём вовлечения каждого в активную деятельность;

— способствовать воспитанию ответственности за результат учебного труда;

— прививать любовь к миру и искусству, к истории, культуре.

Планируемые результаты:

предметные

формирование потребности в общении с искусством и художественном творчестве,  формировать начальные представления о жанрах ИЗО,

формировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников – портретистов.

Личностные

формирование мотивации к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

формировать навыки анализа соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;  формировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровье сберегающего поведения.

Коммуникативные

формирование умения входить в коммуникативную учебную ситуацию,

формирование умения принимать участие в диалоге.

Познавательные

формирование умения работать с информацией, представленной в виде изображений, музыкальных и литературных произведений.

Формирование умения выделять ряд признаков в изучаемом объекте и проводить аналогии

формирование умения аргументировать свою точку зрения,

формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Регулятивные

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

метапредметные

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.)

— желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и средств выразительности произведений искусства;

— активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов;

— обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных  и др.) художественно- эстетического содержания;

— формирование мотиваций и умений организовывать

самостоятельную художественную деятельность, выбирая средства для выражения художественного замысла;

— формирование способности оценивать результаты художественной деятельности собственной и одноклассников.

Ресурсы урока: 

экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, фрагмент мультфильма «О картинах» А.Кушнера, отрывки музыкальных произведений «Злюка», «Плакса», «Резвушка» Д.И.Кабалевского;

книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов».

 

Продукт опыта / проекта Разработка урока в 3 классе по  программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тема урока: «Картина -портрет». Тема года «Искусство вокруг нас». Тема четверти «Художник и музей».
Затруднения в реализации, риски Риски

1.Как показывает анализ программ по изобразительному искусству, знакомству с портретом отведено малое количество часов. На внеурочной изобразительной деятельности мы закрепляем полученные знания создавая портреты– образы времён года, графические портреты сказочных героев.                                                                                                                            2.Разный уровень творческих способностей учащихся и разный темп работы.  Для ликвидации данного риска, иногда приходится что то выносить на самостоятельное изучение (работа по учебнику, просмотр видео ролика), уменьшать информационный блок, заменять живописный портрет графическим. При планировании урока необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников и класса в целом.                                                3. При разно уровневом домашнем задании, необходимо учитывать, что не у всех детей есть выход в интернет, учащимся предоставляется возможность посмотреть видео файлы в школьном компьютерном классе.

Результат использования опыта  1.Приобретение учащимися опыта работы в разных техниках (живопись, графика), развитие коммуникативных способностей и межличностных отношений, повышение уровня воспитанности.

2. Повысился интерес к предмету. Об этом говорит ежегодное участие в районной выставке — конкурсе рисунков посвященных Дню Матери, Дню пожилых людей, где ежегодно есть призовые места у учащихся школы, а также рост  качества обучения и повышение среднего балла по предмету.

3.Мною регулярно проводится мониторинг удовлетворённости детей уроками искусства. Они определяют, что нравится на уроках, что надо изменить, какую оценку они бы поставили учителю.

Публикации

по теме опыта

Данная разработка урока стала победителем муниципального конкурса «Лучшая методическая разработка урока в соответствии с ФГОС» , находится в банке методических разработок Ресурсного центра образования Пижанского района.
Экспертное заключение Данная методическая разработка урока является перспективной и актуальной, так как позволяет обеспечить качественное обучение в образовательной организации, учит ребят самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности обучающихся, повышает эффективность урочной деятельности и интерес к изобразительному искусству.

Педагог активно на своих уроках использует различные формы деятельности, создаёт ситуацию взаимодействия, организовывает познавательною деятельность с различными источниками информации, осуществляет положительную мотивацию  на всех стадиях обучения, приобретает практические навыки в жанре портрета (изображении лица человека). В основе лежит системно – деятельностный подход, способствующий развитию творческих способностей, нестандартного мышления, воображения, приобретения новых знаний.

Эстетические чувства младшего школьника, развиваются в процессе восприятия литературных и  музыкальных и живописных произведений.  Простота, доступность и разнообразие приемов, создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. По окончанию работы, в процессе афиширования даётся положительная оценка каждому рисунку. Это способствует повышению качества обучения и интереса к предмету.

Данный опыт педагога актуален, имеет практическую направленность и может быть использован в образовательном процессе педагогами различных категорий.

Ф.И.О. эксперта Банникова Светлана Владимировна – методист кафедры предметных областей  КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»
Рубрика (выбрать одну) ОБУЧЕНИЕ

Начальное общее образование.   Искусство

Конспект урока картина портрет
Скачать файл
таблица
Скачать файл
Технологическая карта урока ИЗО
Скачать файл
экспертное заключение на урок Лоптевой АН_0001
Скачать файл