ФИО

Ваганова Людмила Васильевна

ДОЛЖНОСТЬ

Учитель русского языка и литературы

СТАЖ РАБОТЫ

36 лет

УЧРЕЖДЕНИЕ

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска». 612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25. Контактный телефон 8(83367)2-13-81 E-mail shkola1yaransk@mail.ru

В течение нескольких лет я занимаюсь работой, связанной с краеведением. Одним из направлений в воспитании личности обучающегося через краеведение для меня является работа по истории школы. В течение нескольких лет мы собираем материал об учителях. Ученики получают поисковое задание, перед ними ставится цель, определяются этапы работы и предполагаемый результат.

Идея интеграции стратегии смыслового чтения и методов исследовательского проекта не случайна, т.к. по требованиям ФГОС овладение навыками смыслового чтения — обязательное условие, необходимое для успешного овладения знаниями.

Для меня как учителя литературы данная идея особенно привлекательна, так как позволяет не только организовать изучение художественного произведения, используя приёмы смыслового чтения, но и выстроить поисковую работу, основанную на результатах осмысленного изучения текста произведения, способствует формированию навыков и умений, необходимых для дальнейшей деятельности: умение работать с источниками, анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, грамотно строить высказывания, правильно оформлять письменную речь,  работать  с библиографией. Успешный опыт позволяет сделать вывод о том, что подобный вид деятельности является хорошим ресурсом и в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Ф.И.О. Ваганова Людмила Васильевна
Организация Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Яранска».

612220, Кировская область, Яранск, ул. Гоголя, 25.

Контактный телефон 8(83367)2-13-81

E-mail shkola1yaransk@mail.ru

Должность Учитель русского языка и литературы.
Стаж работы 36 лет.
Тема инновационного педагогического опыта / проекта  

Использование приёмов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению.

Ключевые слова Краеведение, исследовательский проект, приёмы смыслового чтения.
Аннотация (не более 500 знаков) В течение нескольких лет я занимаюсь работой, связанной с краеведением. Одним из направлений в воспитании личности обучающегося через краеведение для меня является работа по истории школы. В течение нескольких лет мы собираем материал об учителях. Ученики получают поисковое задание, перед ними ставится цель, определяются этапы работы и предполагаемый результат.

Идея интеграции стратегии смыслового чтения и методов исследовательского проекта не случайна, т.к. по требованиям ФГОС овладение навыками смыслового чтения — обязательное условие, необходимое для успешного овладения знаниями.

Для меня как учителя литературы данная идея особенно привлекательна, так как позволяет не только организовать изучение художественного произведения, используя приёмы смыслового чтения, но и выстроить поисковую работу, основанную на результатах осмысленного изучения текста произведения, способствует формированию навыков и умений, необходимых для дальнейшей деятельности: умение работать с источниками, анализировать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, грамотно строить высказывания, правильно оформлять письменную речь,  работать  с библиографией.

Успешный опыт позволяет сделать вывод о том, что подобный вид деятельности является хорошим ресурсом и в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Проблема, на решение которой направлен опыт/проект Жизнь ставила перед учителем цель: научить детей достаточно свободно владеть языком, т.е. умению общаться с различными людьми, в различных ситуациях, учащиеся же плохо владеют речемыслительной деятельностью, не испытывают интереса к чтению, мало знают о своём крае.

В основе данного опыта лежит идея интеграции приёмов смыслового чтения с традиционными формами исследовательской деятельности, которая может являться эффективным средством воспитания интереса к чтению книг о родном крае и любви к нему.

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность на основе краеведческого материала востребована и является необходимым средством выполнения социального запроса о восполнении материалов по истории родного края.

 

Актуальность Создание исследовательских проектов на основе материалов по краеведению (художественных текстов, официальных документов, фотоматериалов) даёт возможность привлечь детей к осознанному чтению, использовать навыки современных технологий в процессе написания проекта и воспитывает интерес к родному краю.
Новизна Привлечение текстов художественных произведений о родном крае к проектно-исследовательской деятельности позволяет объединить возможности использования информационных технологий с приёмами стратегии смыслового чтения для решения поставленных задач.

 

Описание инновационного опыта Идея использования текстов произведений в написании исследовательских проектов зародилась у нас достаточно давно. За это время реализовано несколько проектов, результаты работы над которыми представлены на конкурсах разного уровня.

Опишу технологию на примере исследовательского проекта под названием «Неизвестные имена», реализованного в процессе изучения книги «Ливень» Г.Ф.Боровикова, яранского писателя, выпускника нашей школы.

Используя технологию системно-деятельностного подхода, ставлю цель —   мотивировать учащихся к работе с текстами произведений, интегрируя новые подходы к организации чтения с традиционными методами исследовательской деятельности.

На каждом этапе работы ставится цель, подводятся промежуточные результаты и определяются последующие задачи.

На этапе вызова ставим цель — вызвать интерес к предстоящей работе над книгой. Используем следующие приёмы:

1.      Знакомство с творчеством писателя.

2.      Презентация книги.

Результат – выбор объекта и темы исследования, определение методов исследования.

Цель этапа первичного чтения – понимание текста, анализ.

Приёмы чтения:

1. Аналитическое чтение.

2. Постановка вопросов к тексту.

3. Комментированное чтение (соотнесение прочитанного с имеющейся информацией).

4. Изучающее чтение (предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление).

5. Преобразование и интерпретация текста (например, сочинение «Каким я представляю героя»).

Результат – постановка цели исследования, задач достижения цели, определение гипотезы.

Цель этапа основной текстовой деятельности – создание его интерпретации

Приёмы чтения:

1.      Выборочное чтение интересующих нас эпизодов текста произведения повести Боровикова «Ливень».

2.      Анализ полученной информации.

3.       Составление рассказа по фрагментам художественного текста.

4.      Интерпретация текста.

5.      Применение информации в изменённой ситуации (например, составление текста в газету для колонки «Внимание, разыскивается» на основе портретной характеристики героя).

Результат – определение методов дальнейшего поиска информации.

Цель послетекстового этапа – сопоставление текста художественного произведения и текстов документальных источников.

Приёмы работы:

1.Работа с официальными документами и фотоматериалами.

2.Сопоставление полученной информации с текстом произведения.

3.Создание вторичных текстов.

Результат – достижение цели, описание работы в технологии исследовательского проекта, создание презентации работы, защита работы.

В процессе обработки полученной информации ученик использует навыки составления презентации, работы с текстом, подготовки защиты своей работы. Представление работы на конкурсах различного уровня позволяет совершенствовать навыки выступления, дискуссии, способствует повышению самооценки. Проекты, написанные по материалам краеведения, вызывают интерес общественности, позволяют восполнить пробел в истории родного края и, наконец, содержат большой воспитательный эффект.

Продукт опыта / проекта Презентации на основе использованных текстов, готовые проекты, вторичный текст.
Затруднения в реализации, риски Недостаточность опыта в исследовательской деятельности, малодоступность документальных источников ввиду удалённости от областного центра и большой затратности в получении их.

Риск – сомнение в достоверности источников, что требует подтверждения безусловной точности их и занимает большое количество времени.

 

Публикации

по теме опыта

Статья из сборника

Ваганова Л.В. Головина А.Н. История обретения иконы [Текст] /А.Н.Головина // XX Всероссийские юношеские чтения имени В.И.Вернадского: сборник исследовательских работ Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.- М.: 2013, стр. 623-627.

 

Публикация на сайте

Статья «Опыт работы с начинающим исследователем».

https://infourok.ru/statya-opyt-raboty-s-nachinayushim-issledovatelem-6253625.html

[Электронный ресурс]

Диалектный рисунок яранской речи

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-kraevedeniyu-2202567.html [Электронный ресурс]

История Преображенской церкви города Яранска

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-kraevedeniyu-2202670.html

[Электронный ресурс]

Экспертное заключение         Тема инновационного педагогического опыта «Использование приемов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению» является актуальной, так как перед современным учителем стоит задача поиска эффективных методов и приемов работы с краеведческим материалом с целью достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО автор представляет методику реализации исследовательских проектов на основе материалов по краеведению, которая дает возможность привлечения детей к осознанному чтению, использованию приемов современных технологий в процессе написания проекта, воспитания интереса к родному краю.

Применяемые педагогом приемы и формы учебной и внеурочной деятельности соответствуют принципам преподавания литературы, реализуются в рамках современной образовательной парадигмы. Предложенная идея интеграции приемов смыслового чтения с традиционными формами исследовательской деятельности является эффективным средством воспитания интереса к чтению книг о родном крае и любви к нему.

Несомненна новизна опыта, заключающаяся в использовании текстов произведений о родном крае в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, что позволяет объединить возможности применения информационных технологий с приемами стратегии смыслового чтения для решения поставленных задач.

Достоинством инновационного педагогического опыта является описание технологии на примере исследовательского проекта под названием «Неизвестные имена», реализованного в процессе изучения книги «Ливень» Г.Ф. Боровикова, яранского писателя. Автор подробно описывает приемы смыслового чтения, применяемые на разных этапах урока: этапе первичного чтения, этапе основной текстовой деятельности, послетекстовом этапе.

Приложения содержат интересный методический материал: мастер-класс на тему «Использование приёмов смыслового чтения в исследовательском проекте и описание работы над исследовательским проектом.

Инновационный опыт, представленный в трех публикациях на сайте Инфоурок, имеет методическую ценность и способствует оценке значимости и глубины работы учителя в выбранном направлении развития обучающихся.

Представленный инновационный педагогический опыт «Использование приемов смыслового чтения в исследовательском проекте по краеведению» соответствует требованиям, предъявляемым
к подобного рода документам, ФГОС по литературе, может быть использован в образовательном процессе в общеобразовательных организациях всех типов.

Уровень материалов соответствует тому, чтобы их разместить в региональном банке

Ф.И.О. эксперта Окунева Светлана Александровна
Рубрика (выбрать одну) ВОСПИТАНИЕ Основное и среднее образование
Приложение 1. Мастер-класс
Скачать файл
Приложение 2. Презентация учителя
Скачать файл
Приложение 3. Презентация ученика
Скачать файл
Приложение 4. Описание опыта работы
Скачать файл
экспертное заключение
Скачать файл