ФИО

Ванчугова Светлана Михайловна

ДОЛЖНОСТЬ

учитель начальных классов

СТАЖ РАБОТЫ

34 года

УЧРЕЖДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058 E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU

Обеспечение разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом. Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. Изучение истории своего края, его природы, народных промыслов и этнографических особенностей.

Ф.И.О. Ванчугова Светлана Михайловна
Учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Советского района Кировской области

Адрес: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 24, т. (83375)21058

E-mail: MOU1SOVETSK@YANDEX.RU

Должность учитель начальных классов
Стаж работы 34 года
1. Тема инновационного педагогического опыта Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности
2. Источник изменений

В реализации программы по эколого-краеведческому образованию младших школьников необходимо разрешить противоречия: между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом; между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания; между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине и отсутствием эколого-краеведческих знаний: между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей. Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить в процессе эколого-краеведческого образования, т.е. обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.

3. Идея изменений

Обеспечение разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом.

Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально- технического уровня учебно-воспитательного процесса. Изучение истории своего края, его природы, народных промыслов и этнографических особенностей.

4. Концепция изменений:
Актуальность Острота и актуальность формирования и развития экологически грамотной личности на современном этапе развития общества.
Новизна Включение эколого-краеведческого материала в содержание всех предметов, преподаваемых в начальной школе, разработка и проведение внеурочных занятий эколого-краеведческой направленности.
Ожидания Развитие общественно значимых личных качеств учащихся, формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, убеждённости и необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию её богатств, пониманию важности воспроизводства естественных ресурсов.
Затруднения в реализации, риски Затруднения в реализации:

1) сложные экологические проблемы замалчиваются, СМИ не всегда реально отражают ситуацию;

2) неосознанность учащимися того, что важнейшая обязанность каждого гражданина своей страны – охрана природы и бережное отношение к её богатствам;

3) примеры отрицательного воздействия взрослого населения на экологию.

5. Условия реализации изменений

Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей формирование общественно значимых личностных качеств у школьников через учебную и природоохранную деятельность. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Компетентность педагога в процессах экологического воспитания.

6. Результат изменений

У школьников формируется социально-ориентированный взгляд на окружающий мир: овладение основами экологической грамотности, правилами нравственного поведения в мире природы и людей. Они способны регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека.

За последние три года разработаны 12 исследовательских работ экологического и краеведческого характера, из которых 4 удостоены дипломов победителей окружного конкурса, 2 призовых места. Международного конкурса исследовательских работ имени Вернадского, 2 победителя  областной конференции «Я познаю природу». Положительная динамика подтверждается победами на Всероссийских конкурсах экологической направленности: «Человек и природа» — 11 победителей, «Эму-специалист» (окружающий мир) — 7 призовых мест; победы в областных творческих конкурсах «Образы Земли», «Гимн воде», «Из отходов в доходы». Совместно с родителями проведено 6 экологических акций, 3 эколого-краеведческих экспедиции. Проводимая работа отмечена благодарственным письмом Комитета охраны окружающей среды в Советском районе.

7. Публикации

1. https://урок.рф/library/urok_okruzhayushego_miranash_kraj_160835.html

Урок окружающего мира « Наш край»

2. https://урок.рф/library/konspekt_uroka_opk_otnoshenie_hristianina_k_priro_153031.html

Урок ОПК « Отношение христианина к природе»

3. https://урок.рф/library/_zimnimi_tropkami__klub_vihodnogo_dnya_164947.html

Внеклассное мероприятие « Зимними тропками»

4. Методическая разработка урока «Окружающий мир» по программе «Начальная школа 21 века»

5. https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-po-okruzhayuschemu-miru-znatoki-1944135.html

Интерактивная игра по «Окружающему миру»

6. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-okruzhayuschiy-mir-na-temu-lyubi-i-beregi-rodnoy-kray-3554230.html

Внеклассное мероприятие «Люби и знай родной край»

7. https://урок.рф/library/konkursnaya_programma_mama_papa_ya_ekologicheska_095026.html

Конкурсная программа «Папа, мама, я- экологическая семья»

8. Описание инновационного опыта учителя

Система работы построена по следующим блокам.

1.       Информационный, познавательный блок

а) в рамках учебного процесса (включение эколого-краеведческого материала в содержание уроков, интеграция уроков разных циклов, дидактические игры, викторины)

б) в рамках внеклассной работы (проведение экоуроков, посещение музеев, дендропарка, экскурсии в природные сообщества, декады по окружающему миру, олимпиады, конкурсы творческих работ, экологические праздники, турниры эрудитов, постановка экологических спектаклей)

2.       Исследовательский блок (метод учебного исследования на уроках, самостоятельное и групповое проведение исследований, оформление исследовательских работ и представление на конференциях)

3.       Практический блок:

а) самостоятельная деятельность учащихся (наблюдение, природоохранительная деятельность в пределах класса, школы — уход за растениями)

б) совместно с родителями (благоустройство территории, экологические акции, эколого-краеведческие экспедиции, сбор макулатуры, сбор лекарственных трав)

Экспертное заключение Представление опыта на региональном уровне. Целевая аудитория представленного опыта – учителя начальных классов.\ Опыт будет интересен учителям экологии, краеведения основной школы.
Ф.И.О. эксперта Туева Анна Михайловна, заведующая информационно-методическим сектором МКУ «Ресурсный центр образования Советского района Кировской области»
Составляющие образования

Обучение, воспитание

Ключевые слова Экологическое образование, эколого-краеведческий материал
Приложение

1. Дополнение к календарно-тематическому планированию курса «Окружающий мир» (2 класс) Н.Ф. Виноградова с учётом изучения эколого-краеведческого материала

2. Авторский материал к урокам окружающего мира

3. Образцы заданий из авторского задачника

4. Фрагмент урока русского языка с использованием экологического материала

5. Проектные работы обучающихся «Влияние световых и тепловых условий на выгонку тюльпанов», «Изучаем памятники природы Советского района»

6. Авторский материал к уроку ОПК по теме «Храм»

7. Конспект внеклассного мероприятия «Папа, мама, я – экологическая семья»

8. Технологическая карта внеклассного занятия «Любимый сердцу уголок»

9. Конспект внеклассного мероприятия «Зимними тропками»

10. Диагностика

приложения 1-10
Скачать файл
приложение 5
Скачать файл